Негативная обратная связь — важнейшая составляющая эффективного лидерства. Некоторые лидеры любят давать негативную обратную связь, однако, как показал один из опросов, для 44% менеджеров это трудная задача, вызывающая стресс.
Дело не только в том, что это сопряжено с некоторым дискомфортом. Ученые провели серию исследований с участием почти 500 руководителей из разных отраслей и проанализировали скрытые последствия предоставления негативной обратной связи. Выяснилось, что у некоторых руководителей после высказывания замечаний значительно снижается эффективность.
Почему так может получаться? Исследование показывает, что один из основных факторов здесь — эмпатия. У более эмпатичных лидеров высказывание негативных замечаний может вызывать стресс и отнимать много энергии, а это, в свою очередь, потом негативно скажется на выполнении ими управленческих задач, требующих сил и внимания. Напротив, менее эмпатичные лидеры реже смотрят на ситуацию глазами своих подчиненных или эмоционально воспринимают возможные негативные чувства человека, которому адресована их критика. В результате такие руководители отмечали более высокий уровень энергии и в некоторых случаях демонстрировали лучшие результаты после предоставления негативной обратной связи. Получается, что менее эмпатичным лидерам такие обсуждения на самом деле могут придавать силы, а не истощать их.
Разным лидерам нужны разные формы поддержки
Стратегии для более эмпатичных лидеров
Один из возможных подходов для руководителя — сознательно оставлять себе время, чтобы восстановиться после обсуждения критических замечаний с сотрудниками. Может быть, давать такую обратную связь имеет смысл перед запланированным перерывом или в конце рабочего дня — тогда будет возможность восстановить силы, прежде чем нужно будет вернуться к важным решениям и задачам. Еще, в том случае, если взять паузу не получается, можно заняться работой, не требующей много сил и внимания, чтобы качество ее выполнения не пострадало после разбора замечаний.
А еще можно самому постараться свести к минимуму влияние разговоров о недоработках и после таких бесед выполнять задачи, которые доставляют удовольствие и придают сил. Это поможет восполнить запасы энергии и лучше справляться с делами до конца рабочего дня.
Стратегии для руководителей с низким уровнем эмпатии
Более эмпатичные люди делают замечания так, что адресатам они кажутся более полезными, в сравнении с критикой менее чутких руководителей. Поэтому организациям стоит предлагать менее эмпатичным лидерам коучинг и тренинги, которые помогут им выбирать более конструктивный подход и проявлять больше сострадания при обсуждении замечаний к работе подчиненных. Вот несколько конкретных навыков и тактик, которые можно разрабатывать с помощью таких тренингов.
● Создание обстановки психологической безопасности и ориентация на совершенствование сотрудника.
● Отслеживание собственных эмоций и умение в наиболее эмоциональные моменты воздерживаться от обсуждения критических замечаний.
● Проявление уважения и практика обсуждения обратной связи с дополнительным временем на подготовку к разговору для сотрудника (возможно, стоит получить его согласие перед беседой и/или запланировать для этого отдельную встречу).
● Постоянное напоминание себе и сотрудникам о том, что цель обратной связи — помочь ее адресату добиться большего.
● Обсуждение решений и конкретных моделей поведения, которые нужно улучшить, а не обвинения и критика самого человека.
● Вовлечение адресата в процесс поиска решений, а не просто одностороннее формулирование замечаний.
● Последующие шаги по итогам обсуждения недоработок и признание позитивных изменений.
Также вас может заинтересовать:
Полную версию статьи «Почему руководители не умеют критиковать» Кристофера Роузена, Лорен Саймон, Рави Гаджендран, Сибель Озген, Эмили Корвин вы можете прочитать на нашем сайте. Оформить подписку на журнал можно здесь.