Работа Ан-10 в Дальневосточном управлении ГВФ – ещё одна страница недавнего прошлого, которую современные историки почему-то обошли стороной. Попробую восполнить этот пробел. Итак,
30 января 1960 года в 198-й Хабаровский авиационный отряд поступил первый базовый Ан-10А СССР-11184. А 3 февраля он выполнил свой первый технический рейс по маршруту Хабаровск – Магадан. Вот что писала об этом рейсе многотиражная газета ДВТУ ГВФ «Тихоокеанский Авиаработник» в номере 9 от 6 февраля 1960 года:
3-го февраля в свой первый технический рейс по маршруту Хабаровск – Магадан вылетел новый турбовинтовой самолет АН-10А. Пилотировал машину командир корабля тов. П. Полтавец. В составе экипажа были: второй пилот Н. Селищев, штурман Н. Золотухин, бортрадист Д. Еремин, бортмеханик Г. Мусатов. Борт сопровождал пилот-инструктор ШВЛП Николай Васильевич Трухов.
Полет от Хабаровска до Магадана длился два часа тридцать пять минут. Турбовинтовому богатырю не нужна бетонированная дорожка. Его преимущество в сравнении с реактивным лайнером «ТУ-104» в том и состоит, что первый из них с успехом может садиться и взлетать с дорожки со снежным или травяным покровом.
Крейсерская скорость «АН-10А» - 600 – 650 километров в час. Рассчитал он на 104 пассажира.
Хороша машина, экономична, красива, а главное – удобна. В этом смогут убедиться и сами пассажиры, когда мощные монопланы начнут регулярно курсировать по маршрутам Хабаровск – Магадан, Хабаровск – Сахалин.
11 февраля в отряд поступил второй Ан-10А, СССР-11183, что позволило начать пассажирскую эксплуатацию типа. Первые рейсы отряда были организованы из Хабаровска в Магадан и Охотск, а также из Хабаровска в Южно-Сахалинск и из Южно-Сахалинска во Владивосток.
До ноября 1962 года хабаровские «Десятки» работали по Дальнему Востоку, соединяя Хабаровск с крупными городами и промышленными центрами региона.
Ситуация изменилась в ноябре 1962 года, когда хабаровчане организовали рейс, который связал Благовещенск с Москвой. Рейс 827/828 подавался из Хабаровска в Благовещенск, где на него продавалось большинство билетов, и далее следовал с промежуточными посадками в Иркутске, Новосибирском Толмачево и Казани до конечного пункта назначения – московского аэропорта Шереметьево. Рейс выполнялся дважды в неделю, из Хабаровска и Благовещенска по вторникам и пятницам, а из Москвы – по средам и субботам. В пути из Хабаровска до Москвы рейс 828 был 18 часов 15 минут, рейс 827 из Москвы в Хабаровск – 17 часов 15 минут. На этот рейс продавали 85 пассажирских кресел. Это был самый дальний регулярный пассажирский рейс в истории Ан-10.
Самолет Ан-10 по своим характеристикам не подходил для работы в отдаленных районах страны, прежде всего в силу меньшей дальности беспосадочного полета. Если на маршруте Благовещенск – Москва Ан-10 требовалось три промежуточных посадки, то Ил-18 обходился всего одной. Преимущество было налицо. И поэтому было принято решение о замене всех Ан-10 в ДВТУ на Ил-18. 12 мая 1964 года 198-й отряд получил свой первый Ил-18В. К концу года в Хабаровском ОАО было уже семь самолетов Ил-18, а «Десятки» стали передаваться в другие авиапредприятия СССР. Сначала они ушли с рейсов по центральному расписанию, а к концу 1964 года и с рейсов по расписанию ДВУ ГА.
Справочные данные
Рейсы ДВТУ ГВФ на Ан-10:
Хабаровск – Охотск – Анадырь
Хабаровск – Благовещенск
Хабаровск – Магадан
Хабаровск – Благовещенск – Иркутск – Новосибирск (Толмачево) – Казань – Москва (Шереметьево)
Хабаровск – Охотск
Хабаровск – Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинск – Владивосток
Магадан – Якутск
Спасибо за внимание!
#ан-10 #хабаровск #история авиации #аэрофлот ссср