Один из российских банков недавно списал со счетов своих клиентов деньги, полученные на конвертации валют из-за уязвимости в работе алгоритма расчетов кросс-курсов, поскольку счел, что средства были начислены не по правилам. Как говорит адвокат Андрей Саунин, за последние пару десятилетий суды рассмотрели немало подобных дел и принимали разные решения.
Как правило, банк заключает с новым клиентом договор, где прописываются условия, по которым клиент обязан возвратить банку суммы, ошибочно зачисленные на его счет. Банк может указать на свое право без ведома клиента списать ошибочно зачисленные денежные средства. «К таким спорам применяется статья 1102 Гражданского кодекса России – взыскание неосновательного обогащения», – говорит Саунин.
Правда, клиент может усомниться, что обогащение было неосновательным, и банку потребуется доказать свою точку зрения. Например, предъявить заключение о выявленном техническом сбое и выписку по счету, свидетельствующую о зачислении на счет клиента суммы неосновательного обогащения и проведенных с ними операций. При этом неважно, знал ли клиент о техническом сбое.
Как правило, суд встает на позицию банка и удовлетворяет требование при ошибочном начислении по картам лояльности, накопительным бонусным картам, техническим овердрафтам. Но бывает и наоборот: суд применяет статью 421 Гражданского кодекса РФ, полагая, что обе стороны реализовали свое право на заключение договора.
При этом тот факт, что сделка оказалась выгодной не для банка, а для его клиента, лишь свидетельствует о риске, которую несет любая предпринимательская деятельность. В таком случае суд предпочитает защитить права клиента, потребителя услуги, пишет агентство «Прайм».
Напомним, недавно мы рассказали, каким российским пенсионерам выплатят шесть тысяч рублей уже в мае этого года.