Бургерные, крафтовые бары, модные кофейни – москвич XIX века нынешнюю столицу бы не признал. Куда ближе ему – пирожок с лотка, стопка в трактире и посиделки в чайной с жарким самоваром под треск сахарной головы. Но так ли велико различие? Если посмотреть на карту Москвы, окажется, что локации, выражаясь на современный манер, те же, пусть и с разницей в целый век. Те же улицы, переулки, проезды.
Вообще уличная торговля – исторически московская примета. В отличие от дворянского Петербурга Москва тесно связана с купечеством. Лицо города (сейчас скажут “имидж”) формировал во многом торговый люд – шустрые лоточники, лавочники всех мастей, солидные владельцы заведений для гурманов и любителей роскоши. Торговля определяла и архитектурный облик Москвы, следы которого наблюдать можно и сегодня.
Тот же ГУМ был построен на месте прежних торговых рядов, в том или ином виде существовавших у Красной площади еще с XIV века. Сюда приходили и за самой простой иголкой, и за сибирскими соболями. И перекусить наскоро, и сытно пообедать. Окрестные улицы, сегодня старейшие в Москве, несколько столетий остаются наиболее оживленными торговыми коридорами в городе.
Никольская, например, пережила за свою историю не один момент славы. Последний – в 2018-м, когда стала местом притяжения для болельщиков со всего света во время чемпионата мира по футболу, проходившего в России. А в середине XVI века на ней стоял печатный двор, где Иваном Федоровым был издан “Апостол” – первая напечатанная книга на Руси. За улицей с тех пор закрепилась репутация “книжной”. С начала XIX века она являлась “центром московской книготорговли”: из 31 книжной лавки в Москве 26 располагались на Никольской.
Из Никольской на средства братьев Третьяковых был проложен Третьяковский проезд – сегодня один из самых дорогостоящих в стрит-ритейле. В конце XIX века его, как и сейчас, занимали магазины для богатой публики – в них продавались одежда, часы и ювелирные изделия, изысканная мебель в стиле модерн, а еще была чайная лавка (цейлонский чай считался тогда роскошью).
Ильинка по соседству с XV века застраивалась гостиными дворами (деревянные сменяли каменные), где верхние уровни предназначались для проживания, а на первом шла бойкая торговля галантереей. В какой-то момент число лавок там перевалило за полсотни!
Целый ряд улиц в центре Москвы уже не один век сохраняет статус торговых, среди них – Петровка, Кузнецкий мост, Столешников переулок. Именно на них селилась московская знать, поэтому неудивительно, что магазины были под стать: товары из Парижа, Вены, Варшавы, тонкое белье, парфюмерия, деликатесы.
На Петровке, например, на рубеже XIX-XX веков открываются “Мюр и Мерилиз” (по фамилии основателей-шотландцев, позже ставший ЦУМом) и “Петровский пассаж” (изначально – Фирсановский). Но это скорее исключение, как правило, торговые заведения располагались на первых этажах домов (верхние были жилыми), имели отдельные входы, а украшение витрин превратилось у владельцев в отдельный вид соревнования. Здесь внедрялись новинки торговли: клиентам рассылались каталоги товаров, устраивались сезонные распродажи. Из других интересных примет – улицы эти оказывались в числе передовых по благоустройству: первые в городе газовые фонари и светофор появились на них.
Уличную торговлю формировали дороги. Так, нынешняя Пятницкая была местом заселения торговцев и ремесленников, куда лежал прямой путь из Рязани, Тулы, Серпухова. Улица полюбилась купцам: здесь сохранились дома Варгиных, Матвеевых, Исаевых, Григорьевых. Позднее Пятницкая застраивалась доходными домами, первые этажи на которых занимали торговые заведения. После благоустройства в середине 2010-х (среди прочего, была расширена пешеходная зона, появились парковочные карманы) она вновь превратилась в оживленную торговую улицу – с магазинами, ресторанами, барами.
Или другой пример – Тверская, исторически выводившая на дорогу в Тверь. Несколько столетий эта улица является ключевой артерией города, на ней жила знать, на ней открывались лучшие магазины. Например, купец Елисеев свой московский магазин разместил именно на Тверской. Булочник Филиппов, поставщик императорского двора, открыл “булошные” на Тверской, Пятницкой и Сретенке. Сыграли роль проходимость и престиж – ключевые для стрит-ритейла критерии в сущности не изменились.
В советское время уличная торговля приобрела свой колорит. "Комиссионки, очереди, “Березка” – лишь часть примеров. Местами поменялись вывески: Елисеевский, например, стал “Гастрономом №1”. Где-то перемены оказались радикальнее: на здании “Петровского пассажа” появился барельеф “Рабочий”. На Кузнецком мосту открылся Общесоюзный дом моделей, то есть в каком-то смысле свой модный статус улица сохраняла", - рассказывает москвовед, автор проекта о фасадном декоре Mascaron.org Дмитрий Французов. В целом же традиция торговых улиц фактически оказалась утраченной.
Торговая Москва первых постсоветских лет – это больше вещевые рынки (к 1998 году их число достигло 240), толкучки, а если говорить об уличной торговле – ларьки и павильоны. Вместе с тем в страну тогда пришли первые заграничные марки – открылись магазины одежды, косметики, итальянской сантехники. Петровка, Кузнецкий мост, Столешников, Третьяковский проезд вновь становятся местом, где торгуют роскошью, там открываются первые бутики.
На рубеже XX-XXI веков главной чертой уличной торговли в Москве оказывается обилие отделений банков, аптек, позднее к ним добавляются салоны связи. Середина 2010-х стала временем борьбы с ларьками и торговыми павильонами и началом обширной программы по благоустройству центра столицы. Ремонтные работы, отсутствие парковки или ее дороговизна стали на тот момент серьезным вызовом для стрит-ритейла. Конкуренцию стали создавать торговые центры, куда все активнее перекочевывают марки одежды и обуви.
Тенденция последнего времени – стрит-ритейл все больше захватывают рестораны, кафе, бары, кофейни. На сегодня они занимают больше трети арендных площадей, рассказывают в компании R4S Group, одного из крупнейших владельцев недвижимости стрит-ритейл на центральных торговых коридорах Москвы. Несмотря на потери за время пандемии, кризисную ситуацию этого года, сейчас активно развивается сектор стрит-фуда. И в то же время открываются рестораны с оригинальными концепциями. «Появилась мода на дореволюционный шарм. Современные арендаторы любят выбирать помещения в доме с историей, в идеале, если там будет очищенный кирпич и сохранены исторические своды», – рассказали в R4S. Например, одно из ярких открытий прошлого года в коллекции R4S Group – договор аренды с рестораном «Гвидон», входящем в ресторанный альянс White Rabbit Family, который расположился в старинном особняке графа Орлова на Большой Никитской. Уникальное здание, спроектированное архитектором Матвеем Казаковым, построено еще в 1780 году и подарено царицей Екатериной II своему фавориту – графу Григорию Орлову. Ресторан идеально вписался в дворцовый интерьер графского особняка.
Тренд на историю замечен и у небольших рестораторов: недавно компания R4S Group заключила договор аренды с сетью московских пиццерий Scrocciarella на помещение в двухэтажной городской усадьбе XVIII века, являющейся объектом культурного наследия.
Как одну из новых категорий арендаторов в компании R4S Group выделяют российские fashion-бренды. Массовый уход международных брендов и невозможность, как раньше, вести продажи в запрещенных соцсетях буквально вынудил их выйти в офлайн. Как результат – история повторяется – на Пятницкую, Тверскую и Кузнецкий мост вновь возвращаются российские торговые ряды, но уже формата 21 века.
Спасибо за внимание!
Анонсы новых статей "Пешком по Москве" на Дзене будут размещаться в моем телеграм-канале
Согласно новым правилам Дзена, теперь статьи будут видны только подписчикам. Поэтому подписывайтесь на оба канала, а если у вас ещё не установлен Телеграм - обязательно устанавливайте. В нынешних реалиях новости без цензуры остались только там.