Термин «проверка контрагентов» хорошо известен тем, кто занимается бизнесом, но далеко не все компании уделяют этому процессу должное внимание. Зачастую это приводит к убыткам и потере репутации. Зачем проверять контрагентов, кто и как должен это делать, разберёмся прямо сейчас.
Проверка контрагентов особенно важна для компаний, которые занимаются оптовой торговлей, оказанием услуг по лизингу, строительству, производству, заказывают грузоперевозки в логистических компаниях. Чем сложнее ваши бизнес-связи, тем важнее выбор именно надёжных партнёров.
📌 От каких рисков защищает проверка контрагентов?
Она исключает риски от сотрудничества с неблагонадёжными компаниями и индивидуальными предпринимателями, которые уже проявили себя в этой роли. Это избавляет ваш бизнес от таких проблем:
- Финансовые потери из-за недобросовестных компаний, которые не любят платить вовремя, не платят вовсе или не поставляют оплаченный товар.
- Отказы в вычетах по НДС при сотрудничестве с фирмой-однодневкой. Если налоговая посчитает вашего контрагента сомнительным, она заблокирует возмещение налога. Более того — выпишет штраф, до 25% от суммы сделки.
- Блокировка налоговой инспекцией расчётного счёта по подозрению в совершении сомнительной сделки.
- Репутационные риски. Если вы не проверили контрагента и вам из-за него заблокировали счёт, вы не сможете выполнить свои обязательства перед другими компаниями. И тогда уже вы станете ненадёжным контрагентом.
- Привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов с лишением свободы на срок до двух лет. Это самый плохой вариант развития событий, но так действительно бывает из-за бизнес-партнёров.
📌 У меня маленькая компания. Нужно ли мне проверять контрагентов?
Вам — в первую очередь. Крупная компания, скорее всего, легко переживет убытки от одной сделки. Для маленькой фирмы каждая сделка — событие, а неудачи — очень болезненны.
Особенную осмотрительность стоит проявлять, если:
- вы собираетесь платить аванс новому поставщику или отгружать товар новому клиенту по постоплате;
- поставщик или клиент, с которым вы работали ранее, предлагает провести сделку через другую компанию.
Даже у проверенного контрагента могут быть неблагонадёжные партнёры. Негативные последствия заключённых с ними сделок непременно коснутся и вас.
📌 Как мне быстро проверить тех, с кем я буду работать в ближайшее время?
Для этого существуют специальные сервисы. Например, у МТС есть доступный любой компании сервис InsideReport — он позволяет проверить контрагента на благонадёжность буквально за минуту. InsideReport — часть проекта «Твой Бизнес» — интернет-витрины технологичных решений для небольших компаний.
Вам нужно лишь ввести ИНН фирмы или найти организацию по названию и уточняющим критериям. Система соберёт о ней всю имеющуюся информацию — регистрационные данные, арбитражные дела, исполнительные производства, участие в госконтрактах, проверки, лицензии и многое другое. Ваша задача — лишь проанализировать эти сведения.
📌 Как я могу быть уверен, что информация в сервисе для проверки контрагентов верная? Возможны ли ошибки в данных?
InsideReport собирает информацию напрямую из официальных источников: на сайте налоговой — о регистрационных данных, уставном капитале и учредителях; на ресурсах судебных приставов и arbitr.ru — об исполнительных производствах и судебных делах; на сайте Росстата — о финансовой отчётности.
В некоторых источниках данные занесены вручную и в силу человеческого фактора могут содержать ошибки. Однако сервис выстраивает сложные алгоритмы сопоставления информации по разным источникам для предоставления точных и актуальных сведений.
📌 Я и сам могу обратиться в ту же налоговую за проверкой. Зачем мне тогда использовать платный сервис
Налоговая покажет данные о компании на текущий момент. В системе же вы сможете получить информацию за предыдущие периоды её деятельности. InsideReport предоставляет и другие возможности, недоступные в бесплатных источниках, такие как проверка действительности паспорта или состояния расчётного счёта.
Вы также можете подписаться на компанию или ИП, и сервис будет автоматически сообщать о любых изменениях, которые с ними происходят. Это особенно удобно, если фирма работает со множеством контрагентов — отслеживать все изменения в информации о них вручную будет просто невозможно.
Кроме того, на основе анализа данных сервис InsideReport выводит индекс должной осмотрительности и проверяет компании на критерии фирмы-однодневки. Негативные факторы вроде отсутствия деловой активности за анализируемый период или попадание в чёрный список ФНС будут обозначены метками и дополнены пояснениями. Так вы сразу увидите, на что следует обратить внимание и какие шаги предпринять, чтобы избежать небезопасной сделки.
📌 Я знаю, что существует много таких сервисов. В чём преимущества продукта МТС?
Обычно основное внимание уделяется проверке самой компании. InsideReport, помимо этого, даёт возможность тщательно проверить её учредителей и руководителей — их задолженности перед налоговой и приставами, факты банкротства. Возможна, например, ситуация, когда компания позиционирует себя как преуспевающая, а учредитель имеет миллионные долги по кредитным платежам, — это должно насторожить контрагентов. В этом случае можно изменить условия сотрудничества, например, делать оплату только по факту выполненных работ.
InsideReport также позволит убедиться, что у контрагента не заблокирован расчётный счёт.
📌 Насколько InsideReport сложен в использовании?
Для начала можно просто ввести ИНН, ОГРН или название фирмы в поисковую строку, после чего автоматика сама проверит контрагента и определит уровень риска сотрудничества с ним. Все риски подсвечиваются красным цветом. Вам лишь останется принять окончательное решение.
Если ваш будущий контрагент только недавно начал работать, сервис на это укажет — сделает пометку о том, что компания существует меньше года. В этом случае запросите ксерокопию паспорта руководителя и проверьте с помощью InsideReport, действительно ли данный человек зарегистрирован как учредитель или директор и не является ли он номинальной фигурой, на имя которой открыто несколько фирм с разными направлениями деятельности, — такой факт должен насторожить.
Если с компанией всё хорошо, распечатайте и сохраните отчёт экспресс-проверки — при необходимости вы сможете предъявить его в налоговой. Все справки, которые выдаёт сервис, соответствуют требованиям законодательства и имеют полную силу в различных инстанциях.
📌 Как часто обновляется информация в InsideReport?
Большая часть — ежедневно. Блокировки расчётных счетов — в режиме онлайн.
📌 Есть ли особые требования к компьютеру или ПО?
Доступ к сервису InsideReport возможен через обычный браузер с любого компьютера, подключённого к интернету. Ставить специальное оборудование и программы не нужно.
📌 Я не уверен, что мне нужна вся функциональность сервиса...
Если же вам нужна только одна справка, она обойдётся вам в 50 рублей. Оформив подписку «Просто справка», вы получаете неограниченное количество справок всего за 250 рублей в месяц. В таком документе будут отражены только основные показатели, например, для отчетности перед налоговой о должной осмотрительности. Тариф «Полный» позволит вам проводить до 100 проверок в день по расширенному списку критериев и будет стоить 1 490 рублей в месяц или 14 000 рублей в год. Если сомневаетесь, какой тариф вам подойдёт больше, вы можете бесплатно оценить полный функционал сервиса в течение 30 минут.
Попробовать бесплатно
Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.
Ещё полезные статьи:
🔴 Как сохранить и повысить лояльность клиентов в 2022 году: шесть важных моментов
🔴Чем Telegram может быть полезен для вашего бизнеса: кратко о главном
🔴 Предприниматели на карте МТС Знаем лично: о бизнесе, новых реалиях и планах (видео)