Найти тему
Инна Сопина

​​Марлен Мартынович Хуциев - советский и российский кинорежиссёр, сценарист и педагог грузинского происхождения.

Кадр из фильма «Июльский дождь»
Кадр из фильма «Июльский дождь»
Кадр из фильма «Июльский дождь»
Кадр из фильма «Июльский дождь»
Кадр из фильма «Июльский дождь»
Кадр из фильма «Июльский дождь»

​​Марлен Мартынович Хуциев - советский и российский кинорежиссёр, сценарист и педагог грузинского происхождения.

Закончил ВГИК в 1950 году (Мастерская Игоря Савченко), начал свой творческий путь на Одесской киностудии (1953-1958), затем с 1959 по 1965 год работал на киностудии имени М. Горького. В 1965 году Марлен Мартынович стал режиссером «Мосфильма».

«В жаркий июльский день, прячась от дождя, вбежали в телефонную  будку на бульваре парень и девушка.  Девушка куда-то спешила, дождь был явно некстати.  Парню спешить было некуда, и он отдал ей свою непромокаемую  куртку. Девушка побежала, прыгая через лужи, и скрылась в дожде.  Она оставила парню свой телефон – он может позвонить и заехать  за курткой в любое время, дома всегда кто-нибудь есть.» — Так начинается фильм «Июльской дождь», вышедший в 1966 году. И так начинали его описание Марлен Хуциев и Анатолий Гребнев (они же и были сценариста впоследствии) в своей заявке на литературный сценарий «Летний дождь» в 1964-м. Оператором-постановщиком выступил Герман Лавров («Обыкновенный фашизм»).

Фильм о молодости, поисках настоящей любви, душевных метаниях, в котором особо проявился стиль новой поэтики и точно передано настроение эпохи.

«Июльский дождь» открывается прогулкой героини по улице и закрывается ею. Многие критики отмечают сходство стилистики «Июльского дождя» с почерком Антониони. Главная героиня Лена (Евгения Уралова), подобно Монике Витти (музы Антониони) много прогуливается и прохаживается, а рваный монтаж местами напоминает почерк Годара, скорее, как цитата, чем заимствование.

Лена работает в типографии и вместе со своим женихом Владимиром (Александр Белявский) готовится вступить в брак, только вот событие это то и дело откладывается, не взирая на длительный период отношений.

Лена должна принять решение, но не может быть до конца уверена в Володе, ведь вокруг ломаются судьбы, но как у Чехова все делают вид, что это ничего, что так и должно быть. Вдруг и ее судьба не скажет исключением? Кстати, из радиоприемника то и дело вырываются реплики из «Трёх сестёр» Чехова: «Тарарабумбия, сижу на тумбе я, и горько плачу я, что мало значу я…»…

Лене около 30-ти, иллюзии безмятежного счастливого будущего безвозвратно развеялись, энергия иссякла. Девушка повсеместно как бы замирает в пространстве, все что она делает существует опосредованно, напоминает шумный фон, она вглядывается в людей, пытается выискать ответы на свои вопросы. Всех без исключения персонажей обволакивает недосказанность и отрешенность. Но что-то в Лене пробуждается, что-то, увы, несвойственное Володе, - она бунтует против обыденности, она совершает поступок, но сулит ли это счастье героям?

Линии второстепенных персонажей никак не разрешаются, судьбы их давно превратились в шум, течение жизни, когда не помнишь начала и не ведаешь конца.

Монтажно фильм построен на контрастах: более динамичные жизнерадостные сцены соседствуют с меланхоличными, почти трагическими и размеренными. В музыкальном оформлении фильма действует тот же приём. «Визуальное противопоставляется вербальному. Чувства вступают в конфронтацию со словами» (Г.Гусев, «Кинотексты»)

В фильме есть ряд сцен, в которых на первый взгляд ничего не происходит, да и действия как такого в фильме нет. Есть фактуры стихий, атмосфера, но не действие в привычном понимании. Посредством вроде бы ничего незначащих сцен, Хуциев показывает неустроенность жизней Лены и Володи. Но на фоне праздного течения одинаковых дней разворачивается всё-таки внутренняя борьба Лены, инертность окружающих разжигает, пусть бледный огонёк, но всё-таки огонёк - жизнь есть пробуждение.

При просмотре фильма время действительно останавливается, хочется стать каплями тёплого дождя, пылью на листьях, жаром раскалённого асфальта.

Мы в предвкушении лета, друзья, - лучшего времени для просмотра не сыскать.

#нашекино #хуциев