Глава 1. Основы практики Ёсинкан
Название моего додзё «Есинкан» - то же самое, которое использовал мой отец, который любил будо, и он построил додзё на своей земле. С тех пор я постоянно использую это название в память о нём. Господин Тодо Като, мой дед по материнской линии, взял это название из символов, содержащихся во фразе «Гу о мамори кокородзаси о уцусадзу мокумоку тоситэ соно ками о ясинау» (культивируйте свой дух молча, никогда не забывая, что вы всего лишь глупец) из стихотворения под названием «Сайконтан». Таково происхождение этого названия.
Я часто слышу, как люди говорят, что Ёсинкан додзё - это грубая школа. Я считаю, что в этом вопросе существует недоразумение. Среди тех, кто практикует айкидо, есть те, кто хочет овладеть этим искусством или развить свой ум и тело с помощью айкидо, а также те, кто хочет практиковать только для улучшения своего здоровья. Есть молодые мужчины и женщины, дети, а также пожилые люди. Но во всех случаях ученикам Ёсинкан необходимо постоянно практиковаться, чтобы овладеть основами айкидо. Они могут использовать мышцы, которые не использовали в течение длительного времени, или открывать для себя движения тела, которые они никогда не делали раньше. Такие люди могут испытывать небольшую боль, пока не привыкнут ко всем этим вещам. Однако айкидо без правильных основ - это не айкидо. Если вы практикуете бессистемно только потому, что так кажется легче, вы не преуспеете в улучшении своих техник или своего здоровья. Поскольку основы это суть айкидо, мы строги в нашем обучении даже к начинающих, чтобы позволить им овладеть базовыми техниками с самого начала.
Это важно для тех, кто хочет стать специалистом или усовершенствовать своё айкидо, чтобы приобрести полное овладение основами. Когда вы занимаете позицию против противника, применяете техники или сохраняете концентрацию внимания после выполнения техники (дзансин), все эти навыки строятся на понимании основ и необходимы для того, чтобы победить сильного противника. Позже я объясню, что такое основы айкидо, но пока достаточно сказать, что по мере того, как вы приобретаете опыт, вы сможете производить удивительную силу даже в быстрых движениях, если вы естественно овладели основами.
О-сэнсэй Уэсиба сказал: «В айкидо победители и проигравшие определяются мгновенно. Это действительно так. Пока вы не одолеете противника одним ударом, вы не сможете назвать свое искусство «Будо». Только когда вы придерживаешься основ, ты можешь победить своего противника одним ударом.
Глава 2: развитие настоящего мастерства не имеет ничего общего с борьбой на соревнованиях
В айкидо нет никакой формы соревнования. Мы выполняем техники и осуществляем падения поочередно, практикуя многократно. Из-за этого некоторые молодые люди чувствуют себя неудовлетворенными и жалуются, что они не могут проверить свой прогресс без состязаний. Они чувствуют себя так из-за чрезвычайной популярности спорта и привыкли к ситуациям, когда победители и проигравшие определяются с помощью соревнований. В спорте существуют определенные согласованные правила. Именно поэтому проводятся соревнования и определяются победители и проигравшие. Однако айкидо – это не спорт, а Будо. Либо вы побеждаете своего противника, либо он побеждает вас. Вы не можете жаловаться, что он не следовал правилам. Вы должны победить своего противника способом, соответствующим каждой ситуации.
Когда я был молод, я знал свой уровень мастерства посредством практики и демонстрации. Поскольку я просто верил в себя и старался оттачивать свои навыки естественным путем через тренировки, я однажды засомневался, смогу ли я действительно справиться в боевой ситуаций. Однажды я оказался в ситуации, которая заставила меня осознать удивительную эффективность айкидо, которое я практиковал, и сделала меня благодарным, что я начал. С этого момента я почувствовал, как во мне просыпается уверенность. Позвольте мне рассказать вам об этом случае.
Это было в июле 1941 года, примерно за пять месяцев до того, как Япония объявила войну Соединенным Штатам. Мне тогда было 26 лет. Сюнроку Хата, генерал армии, был близким другом моего отца и относился ко мне с любовью. Он был верховным главнокомандующим экспедиционными силами в Китае. Он привез меня в Пекин в качестве своего личного секретаря. По приказу генерала я остановился на отдых в шанхайском аэропорту по пути в Ханой. Бродя по аэропорту, я случайно столкнулся с одним из моих младших учеников из Университета Такусёку, человеком по имени Ураока. Мы обнялись и запрыгали от радости. Поскольку я напишу об этой встрече во втором разделе, я не буду здесь вдаваться в подробности.
Именно в этот момент и начинается наша история. Ураока сказал, что отвезет меня в одно из лучших мест во французском поселении. С трепещущим сердцем я последовал за ним в одно заведение около 8 часов вечера. После того как нас провели в комнату, Ураока начал переговоры с человеком, похожим на зазывалу, и между ними завязалась ссора. Мой младший ученик ударил его кулаком в лицо. Изо рта у него пошла кровь, и он с криком убежал. Я не понимал, что происходит, и стоял как идиотУраока, нахмурившись, крикнул мне.
- Сиода, мы будем мертвы через две-три минуты. Он наверняка вернется со своими приятелями, чтобы отомстить нам. Пожалуйста, приготовьтесь!
Я предложил ему сбежать.
- Ни за что! Нас убьют во время бегства. Мы не сможем уехать отсюда до завтрашнего утра, - ответил он и, судя по выражению его лица, готовый встретить смерть.
Мне стало дурно от мысли, что меня убьют в таком месте в Шанхае в возрасте 26 лет. Но в то же время я чувствовал, как внутри меня нарастает сила, готовясь к предстоящей схватке за жизнь. Мы оказались в отчаянном положении.
Ураока носил пистолет в силу своей службы, но у меня не было никакого оружия, чтобы защитить себя. Я огляделся и нашел пустую бутылку из-под пива. Я принял стойку с намерением сбить нападающих с ног одним ударом бутылки, как только дверь откроется. Напряженная атмосфера сохранялась. Не знаю, сколько времени прошло на самом деле, но мне показалось, что прошла целая вечность. Потеряв терпение, я сказал Ураоке, что никто не придет. Однако он повторил, что они обязательно придут.
Была уже поздняя ночь, может быть, около двух часов ночи, когда мы наконец услышали их. Судя по звуку, их было четверо или пятеро. Я встал у стены и принял боевую стойку. Потом меня начало трясти. Я попытался остановиться, но не мог. Это было совсем не то, чтобы дрожать от возбуждения.
Я слегка приоткрыл дверь, думая, что сейчас на них наброшусь. Я планировал открыть дверь в тот момент, когда они коснутся ее, и сбить их с ног, когда они ввалятся в комнату. Ураока направил пистолет на середину двери в темной комнате.
Внезапно их шаги на мгновение замерли за дверью. Когда я выглянул в проем, то увидел, что они крадутся к комнате маленькими шажками.
Когда я распахнул дверь в самый нужный момент, один из нападающих, который, как показалось, был застигнут врасплох этим маневром, упал вперед в комнату. Я ударил его по голове пивной бутылкой. Бутылка разбилась, и я увидел зазубренный остаток в моей руке, зазубренный, как зубы акулы. Без колебаний, я ткнул её прямо в лицо мужчине, и повернул. Боль, должно быть, была невыносимой. Хлынула кровь, и он тут же бросился назад. Я втащил его обратно в комнату, чтобы он не убежал. Все произошло в одно мгновение.
Оставалось еще трое мужчин. Затем ко мне подошел здоровенный китаец и пнул меня ногой. Я развернул свое тело влево и ударил его по ноге правой рукой, повернувшись к нему спиной. Я просто ударил его по ноге, естественно, без особой силы, и он потерял равновесие и упал. Позже я узнал, что у него были сломаны коленный сустав и голень
Легко справившись с двумя мужчинами, я почувствовал себя немного спокойнее. Однако, как только я пришел в себя, другой мужчина ударил меня кулаком в лицо. Я уклонился от его удара с поворотом внутрь и применил вариацию сихо нагэ, схватив его руку снизу. Затем я положил его локоть себе на плечо и решительно надавил, и нападавший упал. Его локоть сломался легче, чем можно было предположить, и он полетел вперед. Я справился с тремя мужчинами, и я не думаю, что вся борьба длилась больше минуты. Я связал троих ошеломленных мужчин ремнем и спокойно поднял голову.
Я видел, как Ураока боролся с последним нападавшим. У него был четвертый дан по дзюдо, и он был довольно искусен в боевых искусствах. Его способ борьбы был действительно великолепен. Но даже несмотря на то, что он бросил последнего нападающего красивыми ханэ госи и утимата, он поднимался, чтобы атаковать снова и снова, потому что Ураока не применял никакой решающей техники. Таким образом, он не мог легко закончить борьбу и продолжал бороться. Я решил проверить, насколько эффективно атэми в айкидо, и попросил своего спутника позволить мне позаботиться об этом человеке. Когда он снова поднялся после броска Ураока, он пошел в атаку, и я выполнил атэми по его ребрам. Он застонал с пеной у рта и упал навзничь.
Я мог видеть результаты своих ежедневных тренировок по айкидо, потому что был поставлен в ситуацию между жизнью или смертью против своей воли. Однако те, кто практикует айкидо, определенно должны избегать провоцирования ссор или попыток найти ситуации, чтобы проверить свои собственные силы. Нет необходимости прибегать к таким действиям для развития своего мастерства, пока человек продолжает практиковаться в соответствии с принципами айкидо с чистым умом. Красота баланса будет проникать через него, его форму и его движения. Это очевидно с первого взгляда.