Найти тему
Священная Земля

Як-1000 - необычный проект СССР

Здравствуйте, товарищи!

Историю создания этого самолёта пришлось восстанавливать по крупицам. Этот проект был засекречен и информации о нём очень немного.

Як-1000 являлся первым советским проектом самолёта, в котором была применена новая конструкция крыльев - треугольная. Работы над новой конструкцией были начаты во второй половине 1945 года. Занимался разработкой институт ЦАГИ. Работы велись одновременно над двумя проектами.

Фото отзеркалено для избегания бана по авторскому праву. Номер самолёта - 34.
Фото отзеркалено для избегания бана по авторскому праву. Номер самолёта - 34.

Первая разработка была основана на концепции крыльев малого удлинения. В обиходе это строение крыла называют ромбовидным, хотя визуально крылья имели треугольную форму. Вторая разработка велась на базе стреловидного крыла. Примером такого строения является самолёт Миг-15.

Вначале предпочтение отдавалось самолётам именно со стреловидной формой крыльев. Но чем быстрее становились самолёты, тем больше вырастал интерес конструкторов к ромбовидной конструкции.

Какие же плюсы и минусы были у "ромба"?

Плюсы:

1) Наименьшее лобовое сопротивление при разгоне до сверхзвуковой скорости - а, как следствие, более быстрый разгон.

2) Хорошая устойчивость на больших углах атаки.

3) Крылья ромбовидной формы весили в 2 раза меньше стреловидных.

Минусы:

1) Трудности при взлёте и посадке.

2) Слабая манёвренность самолёта.

-2

Но несмотря на все недостатки, работы над крыльями малого удлинения продолжались. И к концу 1940-х ромбовидные крылья были доработаны до совершенства. Ими был заинтересован знаменитый конструктор Яковлев - создатель легендарной линейки истребителей Великой Отечественной (Як-1, Як-3, Як-9...).

И Яковлев взялся за разработку самолёта с ромбовидным типом крыла. Было решено использовать реактивный двигатель ТР-5. По инженерным расчётам скорость этого истребителя должна была доходить до 1100 км/ч.

И в феврале 1951 года прототип Як-1000 появился на Жуковском аэродроме в Подмосковье. Но на испытаниях у самолёта были выявлены серьёзные недостатки - на больших скоростях Як-1000 терял управляемость. А при сильном боковом ветре самолёт терял устойчивость.

И самолёт так и увидел свет. Было принято довольно поспешное решение о сворачивании разработки. Предпочтение было отдано стреловидной концепции крыльев. К сожалению, конструкторы списали недостатки Як-1000 на ромбовидную форму крыла.

И лишь в середине 1960-х годов конструкторы поняли, что ромбовидная форма является самой перспективной - и начали строить самолёты по новой концепции.

А на этом пока всё. Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Всего вам доброго!

#история #история оружия #история авиации #оружие ссср #оружие #оружие и техника #авиация ссср #авиация #вооружение #самолёты