Найти тему
Анастасия Сергеева

Свой собственный маленький проект или большая федеральная франшиза?

Что же делать начинающему предпринимателю? Рассмотреть покупку франшизы? Или открыть собственное заведение? В первом и втором варианте есть свои плюсы и минусы. Постараемся рассмотреть их более подробно.

Покупая франшизу, мы приобретаем уже известный бренд, то есть определенную узнаваемость на рынке фастфуда. Но здесь есть определенные ограничения. Как правило, массовую популярность имеют мировые проекты. Федеральным и региональным проектам приходится зарабатывать свой бренд в новом городе, можно сказать, с нуля. Но здесь на помощь приходит отлаженная в других городах маркетинговая программа.

При покупке франшизы мы платим за бренд. За брендом стоит четкая концепция, то есть, покупая франчайзинговый проект фастфуда, мы точно понимаем — что, кому, где, когда и за какую цену можем реализовать.

В одном ряду с концепцией стоит отлаженная и проверенная временем финансовая модель. Партнер может четко ответить на вопросы:

  • Какой у продукта фудкост?
  • Сколько составят инвестиционные затраты?
  • Какова прибыль проекта?
  • Каков срок окупаемости?

Франчайзи уверен в том, что ему помогут подобрать локацию, сделать ремонт, запустить бизнес. Бóльшая часть бизнес-процессов будет отлажена и настроена. Франчайзер будет осуществлять постоянную поддержку и контроль за ведением бизнеса.

Как правило, федеральные сети предоставляют разработанный сайт, настроенное программное обеспечение, мобильное приложение, рецептуры всех блюд, готовый брендбук и все маркетинговые макеты.

Но в связи с тем, что рынок франшиз очень динамично развивается, можно столкнуться с определенными проблемами. Франчайзинг — это продажа проверенной модели бизнеса. Но некоторые проекты запускают свой франчайзинг, не отработав и года, не отследив сезонность и не просчитав конечную окупаемость даже одного объекта. Успешно работающие собственные торговые точки во франчайзинговом проекте —один из гарантов успеха.

Многие франчайзинговые проекты очень слабо адаптированы в других городах, недостаточно исследован рынок конкурентов и целевая аудитория, неправильно подобрана локация, не проведена работа с поставщиками. В связи с этим все идет не по плану, и финансовая модель дает сбой. В этом случае следует рационально оценивать опыт запуска успешных проектов в аналогичных с вашим городом (по численности, инфраструктуре, менталитету, средней заработной плате).

Также стоит обращать внимание и на поддержку партнеров. Есть франчайзинговые проекты, которые зарабатывают только на паушальном взносе и на большом объеме запущенных проектов за короткий срок. Как правило, штат территориальных управляющих не укомплектован и поддержка партнеров не ведется. Поэтому обязательно нужно собирать обратную связь от действующих франчайзи.

В теории франчайзинговая модель ведения бизнеса имеет массу преимуществ, но в связи с неустоявшейся практикой ведения подобного вида бизнеса в России многие предприниматели могут столкнуться с рядом проблем. И поэтому в первую очередь необходимо обращать внимание на возраст собственной сети, запуск проектов в других городах и реальную обратную связь от партнеров.

Также хотелось бы остановиться на запуске собственного проекта. Стоит отметить, что любой вид предпринимательства — и открытие фастфуда по франшизе, и открытие собственного небольшого заведения — это риски. Временные и инвестиционные. Ты тратишь время на запуск проекта и определенные денежные средства.

Какие есть преимущества в запуске собственного проекта?

Первое и самое главное — это воплощение мечты, именно «моей» концепции, с «моим» названием, с «моими» рецептурой и подходом к гостю. Собственные проекты всегда будут отличаться от франчайзинговых уникальностью и личным присутствием их создателя, который наполняет заведение «своей» атмосферой. К тому же, если в планах запустить проект в родном городе, то житель города наверняка лучше знает рынок, чем франчайзинговые сети и знает, чего хочет гость!

Объем инвестиций можно регулировать самостоятельно. От минимального до максимального, в зависимости от того, как рискуем. Во франчайзинговом проекте есть определенные требования к инвестициям. Невозможно сэкономить на первоначальном этапе открытия, закупить другое оборудование, выбрать меньшую площадь.

Но здесь необходимо иметь в виду, что в эти, казалось бы, большие инвестиции по открытию франчайзингового проекта уже заложены:

  • брендбук — который тебе придется разрабатывать самостоятельно;
  • программное обеспечение с отработанными рецептурами, которые тебе нужно будет разрабатывать самому;
  • функциональный сайт, на написание которого требуются время и деньги;
  • отработанная система операционного управления;
  • рекомендации по проверенному временем оборудованию, которое, возможно, стоит чуть дороже.

Следует отметить, что собственный проект более мобильный, чем франчайзинговый. Для того, чтобы ввести какое-то изменение (разработать корректировки в дизайне, отредактировать цены, ввести новое блюдо для партнеров), необходимо пройти длинный путь, который занимает от 3 до 6 месяцев. Но, естественно, длинные сроки оправданы продуманной стратегией и единой концепцией развития франчайзинговой сети. Небольшой самостоятельный проект более мобильный и чувствительный к требованиям рынка. Цены можно поменять за ночь, ввести новые блюда за неделю. Не нужно проходить длинные этапы согласования по внедрению каких-то очевидных улучшений и изменений.

Но если ты знаешь, чего хочет гость и какую концепцию ждет город, если ты уже придумал название и знаешь, каким должен быть интерьер твоего заведения, если ты всегда мечтал готовить и вкусно кормить гостей, то тебе точно нужно создавать собственный проект!