Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (СССР, 1983) и "Заячий заповедник" (СССР, 1973)

Заячий заповедник. СССР, 1973. Режиссер Николай Рашеев. Сценарист Василий Решетников. Актеры: Евгений Лебедев, Александр Калягин, Лев Дуров, Александр Хочинский, Александр Потапов, Владимир Рецептер, Ирина Соколова, Наталья Боровкова и др. Фильм в 1970-х годах во всесоюзный кинопрокат не выпускался, так как был запрещен. Выход этой картины на экраны СССР состоялся в 1987 году.

Действие музыкальной сатирической комедии происходит в неком заячьем заповеднике, где зайцы давно уже съедены, а директор (Евгений Лебедев) ожидает от начальства «строгача»… Но тут неожиданно в центре заповедника начинает бить фонтан минералки, и директору приходит в голову мысль организовать ее продажу…

Киночиновники 1970-х, по-видимому, испугались сатирических стрел, направленных против бюрократии и воровства, однако, на мой взгляд, опасались зря. В отличие от «Бумбараша», «Заячий заповедник» был сделан с духе архаичных советских оперетт – с невыразительной музыкой, плосковатым юмором, студенческо-капустническими стихами и речитативами – и, несмотря на участие известных, изо всех сил комикующих актеров, собрать какую-либо существенную аудиторию в прокате никак не мог…

Александр Федоров

-2

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты. СССР, 1983.Режиссер Владимир Грамматиков. Сценаристы: Владимир Грамматиков, Алексей Рыбников, Алексей Тимм (по мотивам рок–оперы Алексея Рыбникова и Павла Грушко, основанной на поэме Пабло Неруды). Композитор Алексей Рыбников. Актеры: Андрей Харитонов, Алёна Беляк, Александр Филиппенко, Эдуард Марцевич, Оксана Бочкова и др. 13,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Разумеется, Владимир Грамматиков мог бы просто перенести на пленку ленкомовский мюзикл. Однако сценарий фильма «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» был написан заново, а Алексей Рыбников расширил и видоизменил многие музыкальные темы. Были приглашены другие актеры. Словом, получился фильм, а не спектакль...

...Чили ХIХ века. Тысячи людей уезжают в Америку, чтобы разбогатеть. Среди них Хоакин и его возлюбленная Тереса. Но мечта остается мечтой, а реальная Америка встречает чужаков враждебно... Гибнет от рук насильников Тереса. И Хоакин клянется отомстить... Месть его тоже страшна и кровава – погибают женщины, дети, пылают дома. Насилие порождает насилие, жестокость порождает жестокость...

Эта старинная легенда рассказана без акцента на роскошную экзотику: суровая природа, скромные одежды героев... К оператору Александру Антипенко («Мольба»), в работах которого в 1970-х годах не чувствовалось прежней графической мощи, изощренного композиционного мастерства, здесь словно пришло второе дыхание. Впечатляющие панорамы, динамичные проходы с применением ручной камеры, поэтически одухотворенные портреты главных героев, выдержанные в прозрачно- мягкой цветовой гамме. И контрастно-кричащие краски, радужные цветовые блики в эпизодах дьявольского танца Смерти в виртуозном пластическом исполнении Александра Филиппенко. Движение камеры, композиция, светоцветовой строй полностью совпадает здесь со звуко-музыкальным рядом...

Актеры Андрей Харитонов и Алена Беляк играют свои роли романтично, приподнято.

Конечно, не все в фильме удалось в равной мере. Скажем, в огненно-кровавом финале чувствуется явный вкусовой перебор. Но в целом, как мне кажется, авторы сделали неординарную попытку создания драматичного и зрелищного мюзикла...

Александр Федоров