26 лет назад – 25 апреля 1996 года впервые взлетел опытный учебно-боевой самолет ОКБ Яковлева – Як-130.
Он стал первым самолетом полностью созданным в России после распада СССР. В 1990 году фирма Яковлева приняла участие в конкурсе ВВС на создание учебно-тренировочного самолета на замену устаревающему L-39. Компания пошла по пути комплексного решения задачи, разрабатывая не просто учебно-тренировочный самолет, а учебно-тренировочный комплекс, включающий дисплейные классы, процедурные и функциональные тренажеры, а так же сам самолет. Проект получил обозначение УТК-Як. Одним из конкурентов ОКБ Яковлева был самолет МиГ-АТ.
Экономический кризис в стране заставил фирмы самостоятельно искать инвесторов. Проектом УТК-Як заинтересовалась итальянская фирма Aermacchi. После подписания контракта в 1993 году начались совместные исследования по определению облика самолета с целью адаптации его как к международным требованиям, так и к требованиям российских ВВС. Итальянская сторона настаивала на создании не учебно-тренировочного самолета, а учебно-боевого. В итоге первый летный экземпляр сильно отличался по техническим требованиям от заказанного военными России. Самолет получил обозначение Як-130Д (Демонстратор).
Дальше пути ОКБ Яковлева и итальянской стороны разошлись. В результате на рынке появилось два очень похожих самолета: Як-130 и M-346. Конструкторское бюро Яковлева победило в конкурсе. В конце 2000 года ВВС заключили контракт на разработку и постройку первой партии из четырех самолетов Як-130. Серийная машина существенно отличалась от Як-130Д. По сравнению с демонстратором он стал более совершенным с точки зрения аэродинамики, а его вес снизился. Производство Як-130 продолжается до сих пор.