Найти в Дзене

При алалии и аутизме формирование фразовой речи идет с трудом. Грамматический альбом для ускорения фразы

Оглавление

Формирование грамматического строя речи при алалии процесс длительный и сложный. Даже устоявшиеся в бытовой речи ребенка формы согласования могут иногда "уплывать". Чтобы иметь возможность возвращаться к определенным формам грамматики для их повторения, удобно завести грамматический альбом. Туда схематично, но яркими цветами, заносятся те варианты согласования, которые ранее были отработаны в дидактических играх.

Начинаем альбом обычно со схемы построения простой фразы:

  • Я хочу (не хочу) яблоко, арбуз;
  • Я буду (не буду) конфету, колбасу.
Фразы с Я.
Фразы с Я.

Периодически повторяем фразы типа " Я + глагол":

  • Я сижу;
  • Я иду;
  • Я бегу;
  • Я лежу;
  • Я стою;
  • Я ползу.

Также эти предложения распространяем за счет предлога НА и существительного в предложном падеже:

Я сижу НА диване;

Я лежу НА кровати;

Я стою НА полу.

Отчуждение смысла слова при алалии

Для детей с алалией характерно отчуждение смысла слова. Даже подкрепленная конкретным действием фраза воспринимается просто как команда, т.е. закрепляется в виде "фонетической" фотографии.

При нормально текущем онтогенезе словарный запас у ребенка именно так и формируется. Однако к "фонетическому" фото практически сразу подключаются аналитические возможности речевых зон, и развитие речи благополучно двигается по своим этапам.

Чего не происходит при речевых нарушениях системного типа. Слова-команды не проходят стадию анализа и хранятся едиными блоками. Память в определенный момент пресыщается и начинает сбрасывать эти звукокомплексы, как не вышедшие во что-то осмысленное. Так ребенок может потерять слова, которые произносил некоторое время. В связи с отчуждением смысла слова бесполезно пытаться закрепить речевой материал в повседневной жизни ребенка без опоры на визуальную схему, которая предоставляет возможность внешнего анализа фразы.

Альбом выполняет задачу по анализу состава фразы.

Страницы заполняем постепенно, добавляя их по мере освоения типа предложения, но, как обычно на первых двух этапах формирования речи, не пытаемся довести фразы до чистого и безупречного проговаривания.

Далее вводим страницы для изучения родовых окончаний прилагательных, обозначающих цвет предмета. К этому времени на игровом материале ребенок уже научился повторять хотя бы первую букву в слове и выделять голосом окончание слова. Поэтому на странице, кроме рисунка предмета определенного цвета, мы крупно печатаем первую букву прилагательного и его окончание.

Ребенок может сказать слово целиком, а может произнести только написанные буквы, мы принимаем любой вариант. Рисуем таблицы на основные цвета, согласуем прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода. Картинки можно рисовать любые, они должны соответствовать обозначенному роду прилагательного.

Чтобы было удобнее рассматривать рисунки, в добавление к видео размещаю фотографии некоторых страниц альбома.

Листайте карусель фотографий.

Числительные один - два

Названия цветов мы отрабатываем и при согласованиями существительных с числительными ОДИН - ДВА:

  • ОДНА красная бабочка;
  • ОДИН синий домик;
  • ДВА красных флажка:
  • ДВЕ синие рыбки.

Любое согласование в роде сложно для ребенка с алалией. Это самые стойкие грамматические ошибки в речи ребенка. Поэтому в альбоме отводим страницы с числительными, имеющими родовые окончания.

Листайте карусель фото.

Местоимения 3-го лица ед. числа со словами ОДИН, ОДНО, ОДНА

Отдельные страницы отводим согласованию числительного ОДИН с местоимениями ОН, ОНА, ОНО. При чтении страницы звучит диалог:

  • Взрослый. - Одно окно. Сколько окон?
  • Ребенок. - Оно одно.
  • Взрослый. - Одна бабочка. Сколько бабочек?
  • Ребенок. - Она одна.

Листайте карусель фото.

Учимся сравнивать

Когда мы замечаем, что ребенок начинает жестами показывать, что видит предметы одинакового цвета, даем ему речевой способ выразить их общий признак. Самое простое, ввести союз КАК. Он легко произносится и позволяет построить сравнительный оборот минимальными средствами. Начинаем с цвета, который ребенок хорошо узнает, рисуем известные ему предметы.

С прилагательными, обозначающими цвет, учимся строить сравнительные обороты с союзом КАК:

  • Желтый, как лимон;
  • Красный, как помидор;
  • Зеленый, как лягушка;
  • Синий, как ведёрко.

Листайте карусель фото.

Можно усложнить задачу, если позволяет уровень развития речи ребенка.

Сравниваем предмет с геометрической фигурой и образуем соответствующее прилагательное. Диалог между взрослым и ребенком может быть примерно таким:

Взрослый. Пирамидка как треугольник, значит, она какая?

Ребенок. Она треугольная.

Взрослый. Телевизор как квадрат, значит, он какой?

Ребенок. Он квадратный.

Взрослый. Альбом как прямоугольник, значит, он какой?

Ребенок. Он прямоугольный.

Взрослый. Рыбка как овал, значит, она какая?

Ребенок. Она овальная.

Эти предложения отрабатываем с детьми, которые уже хорошо владеют фразовой речью, но допускают ошибки при согласовании и словообразовании.

Предлог МЕЖДУ

Для работы над основными предлогами заводим особый альбом. Его мы рассмотрим в дальнейших публикациях. Альбом будет иметь другую форму, в которой сложно изобразить схематично предлог МЕЖДУ. Поэтому этот предлог лучше изучать здесь.

  • Мячик где? МЕЖДУ деревьЯМИ;
  • Лягушка где? МЕЖДУ листьЯМИ;
  • Корзинка где? МЕЖДУ грибАМИ.

Где мячик?
Где мячик?

При прохождении новой грамматической темы мы обсуждаем с родителями варианты заполнения новой страницы. Альбом у каждого ребенка свой. Если мама или папа хорошо рисует, они используют нарисованные картинки, если же художественные способности отсутствуют, наклеивают картинки из какого-нибудь лото.

Альбом заполняется примерно 3-6 месяцев, работа по нему продолжается около года. Иногда при усложнении фразы ребенок может начать снова совершать ошибки на простые формы согласования. Это происходит из-за трудности удержания в зоне активного внимания смыслового содержания и грамматического оформления предложения. Тогда мы снова достаем альбом и вспоминаем отработанные формы согласования.

Альбом должен быть с плотными страницами, прошитыми с помощью скрепок. Склеенные листы начинают выпадать очень быстро, т.к. грамматика по альбому повторяется не менее двух-трех раз в неделю.

#логопед-дефектолог #алалия #грамматический альбом #дидактический материал #фразы из двух слов #окончания прилагательных #предлог между #логопед нуриева