«А жива ли все-таки Петрухина или она умерла в 45-м, и это просто «экспонат?»
Лариса Ефимовна Шепитько закончила ВГИК в 1963 году (Мастерская Довженко, после его смерти курс вёл Михаил Чиаурели). Ее мужем был Элем Климов, упоминаемый ранее.
Второй по счету фильм режиссёра «Крылья» о послевоенной судьбе боевой летчицы Надежды Петрухиной имел зрительский успех и продемонстрировал мощную режиссерскую хватку и владение ремеслом. Оператором-постановщиком выступил Игорь Слабневич («Москва слезам не верит», «Сталинград»), сценаристами - Валентин Ежов («Баллада о солдате», «Белое солнце пустыни») и Наталья Рязанцева («Долгие проводы»).
На мой взгляд, фильм этот о том, как сложно порой человеку дистанцироваться от мира, чтобы иметь возможность отстранённо размышлять о нем, смотреть на себя со стороны, принимать перемены этого мира, в противном случае мир становится чужим, возникает изолированность, которая отбрасывает человека, делая его дальнейшее существование невыносимым.
Надежда Петрухина - больше не военный лётчик, ныне она директор строительного техникума, депутат, авторитет для всех, ее уважают и бояться. Настоящее, а с ним и будущее существует для неё в другой системе координат. Петрухина превращается из действующего персонажа в инертно-созерцающего.
В «Крыльях» островная масса действия передаётся с помощью звука - повторяющейся мелодии из прошлого. Мелодия не позволяет Петрухиной отпустить это прошлое, она разделяет время, выводит и зрителя из происходящего, диктует свои законы, ломая привычное течение экранного нарратива (напоминаю об образе-времени по Делёзу).
Изобразительно картина в целом методичная, пластически (движение камеры, композиция) сухая и лаконичная. Такое ощущение, что в ней все «по делу», под стать главной героине, и эта условная непоколебимость маски только усиливается стерильностью кадра. Когда героиня приезжает к приемной дочери Тане в район новострой, она оказывается в абсолютно чуждой для себя среде - пространство сырое, бессистемное, зыбкое, образ проекции чего-то нового и чуждого ей, неизведанного, она теряется в гостях у дочери, она чувствует себя неуместной, лишней среди ее друзей, не взирая на то, что они не намного моложе самой Петрухиной, они-то переступили в настоящее, им удалось, а ей - нет. Проблема совсем не в том, что дочь ее стыдится, это лишь ее внутренняя неготовность быть «сегодняшней».
Как-то сразу ощущается, что Петрухина обречена - этим пронизана каждое ее взаимодействие с другими персонажами. Только лишь небо - ее настоящая жизнь, в которой она знала что нужна, она знала что делать, она любила, наконец, любила Митю, который погиб, и это повсеместное присутствие смерти в прошлом способствует острому видению жизни настоящей.
Незаслуженно почивший в тени более поздних, легендарных картин Шепитько («Восхождение», «Прощание»), фильм «Крылья» достоин не меньшего внимания.
Летите в будущее, памятуя о прошлом, довольствуясь настоящим!
#нашекино #шепитько