Четыре ветра в Древней Греции
Борей: Северный ветер
Зефир: Западный ветер
Нотус: южный ветер
Эврус: Восточный ветер
Древним грекам везде и во всем виделись боги и богини, даже в ветре. Имена большинства многочисленных божеств – ветров включая Нотуса и Эвруса для нас лишь абстрактные названия, но два других греческих ветра Борей и Зефир – выделяются среди других своей индивидуальностью.
У Борея Северного Ветра было двое крылатых сыновей: Каланд и Зет которые сопровождали Ясона в походе за Золотым руном. Вооруженные мечами они использовали свое умение летать для того чтобы отогнать Гарпий (птиц – женщин) от слепого старика – царя Финея которого они морили голодом, то выхватывая у него пищу, то испражняясь на нее, когда бы он ни попытался поесть. В исторические времена афиняне воздвигли Борею святилище за то что сильный северо-западный ветер уничтожил флот персидского царя Ксеркса напавшего на Грецию (480 г. до н.э.)
Зефир ветер Западный ( аналогия с современным словом «зефир» в значении «легкий ветерок») однажды влюбился в прекрасного спартанского юношу Гиацинта. Однако он ревновал его к Аполлону который тоже искал расположения Гиацинта. Ревность была так сильна что в один прекрасный день когда бог и мальчик занимались метанием диска Зефир заставил диск брошенный Аполлоном изменить направление полета. Диск попав в голову Гиацинту убило его На том месте где это произошло вырос цветок гиацинт. Поскольку коней «быстрых словно ветер» часто называли детьми богов – ветров, о паре бессмертных коней Ахилла из «Илиады» Гомера говорили что их прародителем был Зефир. Один из коней Ксанф обладал даром речи и в одном из самых трогательных эпизодов поэмы предсказал Ахиллу его смерть. Что же до двенадцати дочерей Борея и троянских кобылиц то они могли проходить сквозь морские волны и были способны проскакать по верхушкам прорастающих зерен и не повредив посев.
А эрудит римлянин Плиний Старший (23-79 гг.н.э.) с его готовностью поверить всему и во все уверяет в своем труде « Естественная история» в том что женщина в период месячного недомогания способна усмирить любой шторм, ураган и грозу просто подставив ветру свой обнаженный живот. В греческой и римской мифологии управителем всех ветров был Эол. Одиссей со своими товарищами после Троянской войны возвращались домой и их путь пролегал мимо острова где находилось царство Эола.
Эол собрал в мешок из шкуры быка все ветры – кроме Восточного, который был необходим странникам чтобы добраться до дома. Но спутники Одиссея подумали то что раздутый мешок на борту – это золото которое Одиссей решил присвоить не поделившись с ними. Когда на горизонте уже показалась родная Итака ( а Одиссей спокойно спал) они открыли мешок. Завывая из него вылетели ветры отбросив их назад до самого Эолова острова. Из – за этого осложнения странствия Одиссея продлились на года, а поэма Гомера на тысячи строк.
В «Энеиде» Вергилия богиня Юнона решила отсрочить исполнение судьбы Энея, ведь ему на роду было написано стать предком основателей Рима, того самого Рима которому в последствии предстояло покорить ее любимую Грецию. Когда Эней и его спутники плыли после Троянской войны в Италию, богиня подкупила Эола пообещав ему то что разделит с ним брачное ложе, но только если он выпустит на волю фурию ветров которую он обычно держал взаперти. Эол согласился, и пронзительно визжащие и завывающие ветра подняли страшную бурю,
Настоящий шторм который разрушил несколько кораблей троянских беженцев, а остальные сбив с курса направил их к побережью Северной Африки – к Карфагену. Там Эней встретил царицу Дидону и проводил с ней время в любовных утехах до тех пор пока боги не приказали ему вспомнить о выполнении героический миссии в Италии. Дидона оставшись одна предалась саморазрушительной ярости, покончив с собой на костре.