В смысле энергии наш мозг – на редкость прожорливый и расточительный орган, и он весьма дорого нам обходится. Он поглощает 20% всей энергии, занимая при этом всего лишь 5% от массы тела.
Неудивительно, что природа и эволюция выработали для мозга систему экономии энергии. А заключается эта система в том, что у нас есть два типа мышления:
- затратное мышление, когда мы по-настоящему думаем, «шевелим извилинами»;
- автоматическое мышление, то, при котором не думаем, а действуем либо «на автопилоте» (если речь идет о давно привычном и знакомом), либо полагаемся на «инстинкт», действуя по наитию, на волне эмоций. Это называют еще «как бог на душу положит» или «как левая нога захочет» и т.п.
Если во втором случае наши действия приведут к удовлетворительному результату – мы будем гордиться своей «интуицией». Если действия приведут к ошибке – что ж… Сошлемся на судьбу.
Согласно некоторым исследованиям, люди действуют, размышляя сознательно, в 70% случаев. В 30% они действуют бессознательно.
Однако, как бы мы не действовали, какой бы способ мышления не использовали, мы в любом случае ошибаемся потому, что неправильно оцениваем обстоятельства, поддаваясь когнитивным искажениям – то есть фундаментальным ошибкам мышления.
Чтобы принимать верные решения в жизни, необходимо:
- · быть в хорошем физическом состоянии (не больным, не голодным, не замерзшим, не страдающим от жары, обезвоживания или бессонницы);
- · быть в спокойном расположении духа, в здоровом и психологически комфортном состоянии;
- · мыслить сознательно;
- · обладать полнотой информации по теме;
- · знать типичные ловушки когнитивных искажений и обходить их.
Что такое ловушки когнитивных искажений, расскажем на примере одной из них. Она называется «ошибкой выжившего», и ее часто приводят в пример в большинстве книг, посвященных аналитике.
В годы второй мировой войны англичане, видя, как много их самолетов и летчиков погибают от вражеских обстрелов, захотели поставить бронированную защиту на свои самолеты.
Но закрыть броней весь летательный аппарат – слишком дорого и нерационально, поскольку это предельно увеличит вес машины. Значит, необходимо выбрать – какие именно места самолета требуют защиты в первую очередь. Английские инженеры собрали статистические данные по подбитым самолетам, которые ремонтировались на базах после обстрелов и выяснили, что у этих самолетов в подавляющем большинстве случаев были пробиты крылья и хвостовая часть.
Значит, именно эти места самолета и нужно покрыть броней, решили статистики. «Вы ошибаетесь, - сказал математик Абрахам Вальд, - защищать броней нужно кабину пилота и бензобак самолета». «Почему?! – удивились статистики. – Ведь на ремонтных базах нет ни одного самолета с такими поражениями!» «А это потому, что ни один подбитый таким образом самолет до базы не добрался».
И когда этот факт обсудили с военными, выяснилось, что математик прав: самолеты, подбитые в области бензобака, сгорали и взрывались в воздухе, а подбитый в области кабины пилота – падали и разбивались полностью. Именно поэтому самолетов с подобными повреждениями не было на ремонтных базах.
Английские статистики и инженеры чуть было не попали в ловушку когнитивного искажения. Эту типичную ошибку и называют теперь «ошибкой выжившего».
Чтобы в нее не попасть, необходимо анализировать не только истории успеха, но и истории неудач.
Обратите внимание: огромное количество рекламы создается как раз в расчете на такую ошибку! Нам постоянно рассказывают об успехах людей, которые пользуются тем или иным товаром и «поэтому преуспевают»: ездят на дорогих автомобилях там, где нет дорог – и потому свободны и счастливы. Играют в Спортлото – и выигрывают миллионы. Носят брендовую одежду – и выглядят лучше всех. Мы, конечно, не верим рекламе, тем не менее, навязчивый маркетинг играет свою роль, влияя на наше сознание. И мы вовлекаемся в эту систему мышления, забывая, что в действительности все совсем наоборот: люди покупают дорогие машины, потому что они достаточно свободны в финансовом отношении.
В лотереях выигрывают единицы раз в год, а миллионы людей только теряют деньги.
Люди, на которых хорошо сидит пошитая в массовом количестве одежда, обладают усредненным типом фигуры, близким к массовым канонам красоты – потому они и выглядят в ней хорошо. Спортсмены могут обладать прекрасными телами не потому, что они много тренируются, а в спорт они пошли как раз потому, что изначально имели врожденные подходящие данные.
Если хотите принимать правильные решения – всегда обращайте внимание не только положительную статистику, но обязательно проверяйте и отрицательную. О других типах ошибок восприятия и когнитивных искажениях можно прочитать в саммари книги, посвященной этой теме:
«Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии» Джозеф Халлиман
Большую часть ошибок мы можем предотвратить, если будем знать и учитывать психологические особенности восприятия и памяти. Тренируйте свой ум, отыскивая и обходя ловушки когнитивного искажения. Удачи!
#самопознание и саморазвитие #психология жизни #психология #саммари нонфикшн