«И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной», - пел в свое время Булат.
Через литературу, через кино романтический образ комиссара стал одним из символов «той единственной, Гражданской». При этом – парадоксально – в сознании людей он все больше отрывался от их собственного отношения к современным офицерам, занимающимся тем же видом работы, пусть и переименованным в политруки и замполиты.
Вспоминаю армейскую нецензурную частушку времен моей собственной службы: «Замполит – родная мама, командир – отец родной. На х… мне семья такая, лучше буду сиротой». Справедливости ради, надо отметить, что здесь проходятся не по одному замполиту: достается и командиру, и всей институции чохом. Но и по замполиту тоже.
Вообще, исходя из того, что видел собственными глазами, могу смело сказать, что престиж замполитов в тогдашней СА был на крайне низком уровне. Многие офицеры-специалисты их презирали, считая, что данный разряд офицерства объединяет людей, не способных к иной, полезной для армии деятельности. Солдаты видели в них зануд и – да, тоже паразитов на армейском теле.
Вспоминаю незабвенного майора Севрюкова, занимавшегося у нас исключительно оформлением дивизионной ленинской комнаты и стенгазеты. Годы спустя, я, переключая каналы телевизора, случайно увидел его во главе группы солдат на экскурсии в каком-то московском музее. И Севрюков носил уже генеральский мундир.
Понятно, не в одной армии шла эта так называемая партполитработа. Но в общественном сознании людей, менее зависимых, чем простой служивый, она такого значения не имела.
А позже открылись шлюзы, народ получил доступ к закрытой прежде информации, и пошло: «…часа не прошло, комиссар пришел, отвязал коня и жену увел…».
В армии есть слово, пользующееся у начальства большим почетом. Слово это – «единообразие». Вот именно к единообразию в идеологической сфере стремятся сегодня наши главные государственные поводыри.
Очень, очень оживили они в последнее время свою работу. Не пожалели даже детские сады. Ясли пока оставлены в резерве на будущее. Ну а средняя и высшая школа – тут по умолчанию. Кто раздражал шествиями и пикетами? Кто неправильно видит правильное устройство своего будущего?
Но как оказалось, даже в современных полумирных условиях идея скопировать пару «Чапаев – Фурманов» показалась творческому руководству Администрации президента заманчивой. Вплоть до того, что у федеральных министров могут появиться заместители по информационно-политической работе. Читай – те же политруки, те же замполиты.
Если смотреть на наше время как на эпоху некоего разлома, напрашивается аналогия с первыми годами после победы большевистской революции. Тогда победившей партии тоже надо было для своего выживания бороться за перестройку сознания, унаследованного от прошлого. И таким же образом, очень энергично организовывалась работа с молодым поколением, начиная с младых ногтей оного.
Но история штука такая, что все истины испытывает на верность, проводя их через проверку временем. Все фальшивое, ложное тускнеет, и, бывает, карета превращается в тыкву.