Как должны складываться отношения между учениками и учителем? Они дружеские? Дежурно-административные? Панибратские?
Чёткого ответа на этот вопрос у меня, репетитора, нет. Когда в школе работала, удавалось создать товарищескую модель. Дружба, но с дистанцией. Авторитет на основе статуса учителя и верных педагогических действий плюс человеческий, а не дежурный подход.
Однако это было очень давно.
***
В нашу чудо-школу (из неё ко мне ходят ребята на занятия) наконец-то пришла учительница математики. Молодая (до тридцати), тип дежурно-административный. Сразу поставила стену, отгородившись от восьмиклассников, классным руководителем которых её и назначили.
Месяц всё было тихо и спокойно. Несчастных восьмиклассников футболили от биологии к географии, математику вели все учителя. Кто мог, тот и шёл навстречу директору, пытающемуся залатать дыры в расписании.
Надо сказать, что уровень обучения именно в этой школе катастрофически низок. Соберу статьи и вывешу в конце материала.
Захотите посмотреть, как бывает, добро пожаловать в поселковую образовательную реальность, друзья!
Кто может, идёт к репетиторам. А если у родителей такой возможности нет, просто закрываются глаза на знания. Точнее, на их отсутствие. Школа маленькая, даже параллелей нет. В основном, ребята после девятого расходятся по местным колледжам в округе. На звёзды с неба не претендуют.
Закрыть бы девять мучительных лет ежедневного ненужного учебного процесса – и на волю.
Я не знаю, как в других образовательных учреждениях. Пишу только то, в чём уверена.
Добавлю, что школа довольно конфликтная. Родственные и дружеские связи, складывающиеся в посёлке годами, диктуют определённую модель поведения. Сор из избы здесь выносить не принято. Тем не менее без жалоб в Министерство образования не обходится. Недавно на учителя физики написали. Он не так высказывался в отношении всего происходящего в мире. Десятиклассники поделились с родителями, те – с соответствующими инстанциями. Да и на директора недавно подавали. За правду, кстати.
Наступила прекрасная пора итоговых годовых работ. Вы знаете, что сейчас школа больше не учит, а предоставляет услуги по проверке знаний. Поэтому разного рода тесты падают на школьников и учителей с завидным постоянством. А те только успевают уворачиваться.
Начинаются тонкости, необходимые для понимания дальнейшего текста. Дети были без учителя математики с октября, следовательно, материал упущен. Проверочные сдавать надо. Реальные результаты показывать нельзя, могут посыпаться вопросы из того же Министерства.
Что делают участники образовательного процесса? Договариваются.
Вот и теперь, перед самой контрольной, подозреваю, что это была МЦКО, потому что ВПР перенесли на осень, учительница подошла к лидеру класса и дала ему понять, где оставит правильные ответы. Были ли они написаны от руки или распечатаны – не знаю. Тот кивает. Сделка состоялась.
Наступает время сдачи. Ребята рассаживаются. Видеофиксация отключена. Обстановка вполне позитивная. Сейчас учитель выйдет, ученики подсоберутся, фиктивно все напишут – и нет проблем.
Учительница выходит из кабинета, повисает деловитый шелестящий шум, проходит несколько минут, дверь открывается и...
...заходят четверо: перепуганная классная, директор и двое проверяющих. Оттуда. Отреагировали на жалобы, наверное.
Все растерялись, дети запаниковали. А молодой специалист подошёл прямиком к парте участника заговора и сдал его со всеми потрохами, обвинив в том, что пока в классе никого не было, тот воспользовался ситуацией.
Поторопилась и напортачила. Я уверена, что проверяющим было абсолютно безразлично, как и что происходит. Можно подумать, они там не в курсе, каково реальное положение дел в некоторых муниципальных учреждениях. Закрыли бы глаза.
Как дальше сложилось, не могу сказать. Но две девчонки, пришедшие ко мне на урок, негодовали от души. Самое неприятное, что спровоцировала-то эпизод сама учительница!
А парень её не сдал. Вот так. А мог бы.
Этично ли предавать ребёнка? У меня похожих ситуаций не было, не знаю, как бы действовала. Но вступая в договорённость с кем-либо и являясь при этом её инициатором, мы должны просчитывать риски и брать ответственность на себя.
Теперь им переписывать контрольную. Уже с видеофиксацией. Надеюсь, что недоразумение замнут и мальчику ничего не будет. Но его вера в людей, а точнее, в учителей, подорвана. Точно.
Информация проверена. Дружу с мамой героя статьи. Он ко мне ходил на математику и, по большому счёту, в помощи не нуждался.
Статьи по теме:
"У нас работать некому!" Директор просит репетитора о помощи. Два телефонных разговора. Продолжение
"Я уже не могу..." Нетипичный случай травли в маленькой поселковой школе. Беззащитная пятиклассница