К этой ситуации нужно быть готовым всем: когда товар уже разбит и продавец с покупателем обвиняют друг друга, сложно решить проблему разумно.
Покупатель разбил товар в магазине: кто и как ответит за убытки
Покупатели разбивают товары в магазинах случайно, неосторожно или намеренно. В зале, на кассе или уже после оплаты. Ситуации разнятся, поэтому однотипный подход к ним невозможен. Персонал магазина должен понимать, что делать в конкретных обстоятельствах. Задача администрации — дать чёткие инструкции.
Кто виноват и должен платить за разбитый товар
Общее правило такое:
Покупатель, разбивший товар до оплаты на кассе, возмещает магазину причиненный ущерб по п. 1 ст. 1064 ГК РФ. Но освобождается от этого, если докажет, что разбил товар не по своей вине, случайно или, например, по вине магазина — п.2 ст. 1064 ГК РФ.
Рассмотрим несколько конкретных ситуаций:
1. Пришёл пьяный покупатель и разбил товар в зале: упал на стеллаж, зацепил рукой товар и разбил его об пол или стену, товар выскользнул из рук и т.п. Покупатель был неадекватен, а потому неосторожен. Это тоже форма вины, и отвечать за ущерб он обязан.
2. Покупатель взял с полки товар и пошёл рассчитываться на кассу. Но из-за большого объема или веса товара не смог удержать его в руках, тот упал на пол и разбился. Здесь тоже неосторожность — переоценка своих сил, поэтому отвечать должен покупатель.
3. Покупатель набрал продуктов в корзинку, пошёл на кассу, но поскользнулся и упал, товар разбился. Такая ситуация неоднозначна: случайность или чья-то неосторожность — надо смотреть по обстоятельствам. Если, допустим, причина — мокрый после уборки пол, то виноват в падении покупателя будет магазин. Но, если, например, покупательница была в туфлях на каблуках и на ровном месте подвернула ногу — это неосторожность.
4. Покупатель рукой или корзинкой зацепил товар на стеллаже. Это ещё один пример неоднозначной ситуации. Если окажется, что магазин нарушил нормы размещения в зале торгового оборудования (проход был слишком узкий), то виноват магазин. Вину магазина можно усмотреть и в неправильной расстановке товара — изначально слишком высок был риск, что товар ненароком заденут. Если же покупатель излишне размахивал корзинкой, не глядя по сторонам, то виноват покупатель. Он же будет виноват и если, например, отвлекся на телефонный разговор или шёл, уткнувшись в смартфон.
5. Товар упал с кассовой ленты во время движения. Если это произошло из-за действий покупателя (например, махнул рукой и задел товар), отвечать будет он. Если же, скажем, кассир слишком дёрнул ленту, то ответственность на магазине.
6. Дети, оставшись без присмотра родителей, разбили товар. Или ребенок слишком разыгрался и случайно задел товар, от чего тот упал на пол и разбился. За повреждение товаров ребёнком отвечают родители. Все претензии нужно адресовать к ним.
Казалось бы, у магазина всегда есть преимущество: покупатель должен доказывать, что виноват не он, а магазин. Но не всё так просто. Доказывать — это задача для судебного разбирательства. В большинстве же случаев хочется решить проблему на месте, а вот тут закон, по большому счёту, на стороне покупателя. У магазина нет серьезных рычагов воздействия. Даже если потребовать оплатить товар, покупатель может отказаться — это его право.
Сотрудники магазина не имеют права задерживать потребителя, который разбил товар. Если все же Вас задержали в магазине, то вызывайте сотрудников полиции в связи с незаконным задержанием.