МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С ПОДРОСТКАМИ фамилия и инициалы автора Аннотация. Иногда родители используют манипулятивные приемы по разным причинам, которые кажутся безобидными и даже полезными для формирования личности подростка, но могут существенно повлиять на его формирование. Данная статья посвящена описанию наиболее распространенных манипулятивных тактик, их возможных причин и последствий, а также теоретическим подходам к проблемам детско-родительского общения в подростковый период. Ключевые слова: манипуляции, детско-родительские взаимоотношения, стили воспитания, подростковый возраст. В основе психологических особенностей семей, воспитывающих подростков лежат культурно-исторические факторы, которые находятся под влиянием общественных норм и ценностей. Поэтому родители являются основой всех остальных, общественных отношений ребёнка, который будет им устанавливаться и создаваться. Кроме того, эти отношения являются центральной частью в развитии самосознания – через них ребенок получает опыт отношения не только к другим, а и к самому себе. Отношения между детьми и родителями являются: - системой различных чувств к ребенку, поведенческих стратегий общения со взрослым и ребенком; - особенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков; - особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поведения. Представители разных психологических школ и направлений исследовали особенности взаимоотношений в системе «родители-подростки», складывающиеся на различных этапах развития. И именно благодаря этому взаимодействию родители и подростки приобретают нормы и правила нравственности, навыки совместной деятельности, формируют мировоззрение, ценности и идеалы. Так же не редко в нашей жизни мы встречаем такое умение, как манипулирование взрослыми и друзьями, которое дети и подростки проявляют на протяжении всей жизни. Ни один родитель не может так быстро и четко сформулировать свое желание, как ребенок. Родители часто бывают вынуждены идти навстречу желаниям ребенка и соглашаться с ним. Однако иногда даже самые серьезные родители не в силах отказать своему чаду в его просьбе. И родители, и дети пользуются манипулятивным общением в процессе общения с другими людьми. Наблюдая за общением ребенка с родителями, отечественные и зарубежные исследователи пришли к выводу, что в детском общении присутствует манипуляция, скрытое управление поведением оппонента. Ф. С. Райс и К. Долджин [4] выделяют некоторые особенности семейных отношений, которые необходимы для нормального развития ребенка в подростковом периоде: - содействие родителей, а также их желание помочь; - родители могут быть внимательными к своим детям, они могут понять их переживания; - если родители любят друг друга, то они будут всегда поддерживать позитивный настрой в семье; - принятие и одобрение со стороны родителей; - в первую очередь, это доверие к ребенку; - родителям необходимо проявлять большую гибкость, приспосабливаемость к мнению других людей и терпимость в своих взглядах на жизнь; - если родители будут примером для подражания своим детям, то они смогут научить их тому, что нужно делать[2]. Манипуляция – это явление, которое трудно заметить. Не только в том случае, если она направлена на детей со стороны родителей, но и в том случае, если она направлена против них. И, конечно же, в большинстве случаев она скрыта под маской заботы и опеки. Если ребенок находится в материальной зависимости от родителей или учится на заочном отделении, то ему будет очень сложно справиться с этой задачей[3]. Но если родители хотят развить у ребенка навыки самоконтроля, то стоит обратить внимание на пассивность и контроль. С одной стороны это правильно – родители должны ожидать от своего чада самостоятельности во всех вопросах личной гигиены и ухода за собой, но с другой стороны это может привести к тому, что ребенок будет помнить о том, что нужно чистить зубы. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Некоторые родители прибегают к эмоциональным манипуляциям, чтобы вернуть контроль над ребенком. Однако некоторые исследователи (Э. Шостром, Э. Адлер) считают, что именно родители невольно формируют у своих детей манипулятивные навыки поведения. Чтобы стать успешнее в манипулятивном общении, ребенку нужно прилагать значительные умственные усилия для того, чтобы понять предназначение в жизни, уметь планировать свою деятельность и чувствовать других людей [1]. При выборе инструмента манипулятор-родитель, может воспользоваться одним из множества инструментов для воздействия на своего ребёнка. Исследование, проведенное Дэниелом Флинтом, показывает, что самые популярные стратегии воздействия – это «манипуляция». Те родители, которые склонны манипулировать своими детьми и снижать их самооценку стремятся установить над ними психологический контроль, что снижает их самооценку. Они: - ребенка обвиняют во всех бедах взрослого, а именно в его проблемах; - не дают забыть прошлые ошибки, постоянно напоминая о них; - заявляют, что у ребенка нет хороших качеств в семье; - в то же время они упрекают ребенка в том, что он сделал и чем пожертвовал ради него; - виновником своих чувств считают ребенка, а он в свою очередь возлагает вину на себя [4]. К примеру, можно привести следующую ситуацию: ребенок приходит домой раньше указанного времени. А родитель, в свою очередь, обрушивается на него с упреками и обвинениями: “Как ты мог так поступить со мной?!? Тебе известно о моей тревоге за тебя. И все равно ты вернулся в столь поздний час? Меня это так бесит – ты меня просто с ума сведешь!» Действительно, подобная реакция выглядит вполне оправданной: родители совершенно справедливо опасаются за безопасность подростка. Однако этот взрослый – возможно, неосознанно, – повлиял на ребенка, обвинив его в своих чувствах. Дэниэл Флинт считает, что эта проблема состоит не в том, что родитель использует свои эмоции для установления психологического контроля над ребенком, а в том, что родитель пытается контролировать ребенка с помощью своих чувств. Эти типы манипуляций используют эмоциональные сигналы для того чтобы воздействовать на семейные отношения. Нет ничего удивительного в том, что ребёнок, который усвоил урок и применил его в следующий раз, будет использовать тот же приём: «Я ничего не мог с этим сделать, ты меня разозлил». «Да, конечно, я вышел и хлопнул дверью! И чем мне еще заниматься?!» В исследовании М.А. Фрист и А.А. Яник [6], посвященном личностной автономии подростков в контексте их общей позитивности, были выявлены ключевые параметры субъективной оценки подростками взаимоотношений с родителем при ее общей негативности – это равноправие, принятие и взаимное уважение, а при ее относительной нейтральности – взаимопонимание. Однако именно эта открытость взаимодействия является одним из главных условий для налаживания продуктивных отношений между родителями и детьми, которые в свою очередь влияют на становление личностной автономии у ребенка. Отмечается также, что подростки с позитивной самооценкой к отношениям с родителями более развиты такими ресурсами формирования личности, как суверенность психологического пространства и ориентация на себя в процессе жизнедеятельности. У подростков с более негативной оценкой отношений с родителями прослеживается, более слабая личностная автономия и депривация границ психологического пространства[5]. Принятие и уважение со стороны родителей является важным условием формирования позитивного самоотношения подростка, опоры на себя и личностную автономию. Однако в некоторых семьях манипуляция допустима, и каждого из двух участников этого процесса это устраивает. Родители полностью контролируют своего ребенка, взрослого или нет, а ребенок снимает ответственность за свои действия и решения. Родители всегда все знают и подскажут, как лучше сделать или не сделать. Манипуляции не предполагают учета желаний или предпочтений другого. В любом случае ребенок всегда будет объектом для родителя, который снимет страх или беспокойство, тот, кто даст почувствовать себя важным и значительным, тот, кто откроет в нем источник силы и уверенности, тот, кто закроет в нем пустоту и одиночество. Ну и конечно же, в любом случае манипуляция родителями будет выглядеть как забота, опека и любовь. В первую очередь родители являются для подростка самыми важными людьми, которые его любят и верят ему. Это нормально для детей, которые зависят от своих родителей. Для того чтобы ребенок вырос, ему необходимо научиться устанавливать границы, а также заявить о своих правах и желаниях. Именно это и происходит в подростковом периоде, когда ребенок начинает бунтовать, говорит постоянно и на все «нет». Ему важно построить свой мир, где он сможет быть сам себе хозяином. Если же такая возможность не предоставляется, то в дальнейшем она может быть предоставлена только в том случае, если родители полностью контролируют своего ребенка [3]. Таким образом, эмоциональное общение между родителями и детьми имеет свои особенности, которые связаны со спецификой манипулятивных тенденций в общении. К основным факторам, влияющим на формирование манипулятивного поведения у подростков, относятся родительская непоследовательность, чрезмерное эмоциональное напряжение и повышенная тревожность за ребенка. Нужно повышать родительскую грамотность, чтобы родители могли общаться с детьми на равных. Именно эта проблема является главной в данной работе. Она заключается в том, что подросток стремится к эмансипации от своих родителей, но и одновременно нуждается в их поддержке. Не стоит забывать, что родители должны содействовать формированию автономии подростка, а также обеспечивать ему психологическое сопровождение процесса взросления с помощью авторитета родителей и их психологической поддержки. Библиографический список 1. Абдуллаева В.К. Влияние стилей родительского воспитания на формирование суицидальных тенденций у подростков // Вопросы науки и образования. 2019. 2. Бобровникова Н.С. Взаимоотношения подростков и родителей как социально-личностный ресурс и основа профилактики буллинга // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2. https://mir-nauki.com/PDF/05PSMN218.pdf 3. Кузьмишина Т. Л. Детские манипуляции во взаимодействии с родителями // Problemy Wczesnej Edukacji / Issues in Early Education. – 2013. – No. 21. – P. 65–73. 4. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. Е. Николаевой. Питер, 2010. – 816 с. 5. Черепанова И.В., Черепанов О.А. Отношения с родителем противоположного пола как фактор формирования акцентуаций характера у подростков // Вестник МДУ имя А.А. Куляшова № 2 (50). 2017. С. 64-69. 6. Фризен М. А., Яник А.А. Личностная автономия старших подростков с разной субъективной оценкой взаимоотношений с родителями // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». № 1 (29). 2017. C.63-70. MANIPULATIVE TENDENCIES IN CHILD-PARENT RELATIONSHIPS WITH ADOLESCENTS Колпакова Кирилл Алексеевич