Вопрос:
,,Насколько необходимо делать Нёндро? Допускается ли их отсутствие или неполное прохождение при болезни и других жизненных обстоятельствах?"
Ответ.
Ваджраяна это путь благословения.
Это означает, что на своём пути мы используем благословения, силу божеств, силу гуру.
Благословение даётся сверху. Делая практику, ты позволяешь благословениям тебя очищать, трансформировать. Это не то, как если бы ты сам что - то придумывал и выстраивал.
И Нёндро тоже дано по благословению сверху.
Нельзя практиковать Ваджраяну без принятия Прибежища, которое является источником благословений.
Также невозможно практиковать Ваджраяну без очищения помрачений.
Решение делать или не делать Нёндро принимается в зависимости от мотивации практика, от серьёзности его намерений. Если он собирается практиковать Ваджраяну - стадию зарождения, стадию завершения, йоги Наропы, Махамудру, Дзогчен, то тогда делать Нёндро придется в любом случае.
Если ты просто практикующий мирянин, понемножку начитывающий мантры, тогда можно обойтись без Нёндро.
Хотя все тибетцы миряне всю жизнь делают Нёндро. И все реализованные йогины первую сессию утром посвящают Нёндро. И все Ринпоче. И Доржонг Ринпоче. Потому что Нёндро включает в себя весь путь к освобождению - очищение помрачений, накопление заслуги и соединение с умом гуру, что означает реализацию.
Мы встречали в Бодхгае одного сакьяпинского Ламу, у которого было много учеников. И он ежегодно приезжал в Бодхгаю делать простирания.
Нёндро является носителем традиции, поэтому все делают Нёндро.
Прежде, чем приступить к йогам Наропы, корейские дзеновцы, приехавшие обучаться у Тогдена Амптина в Таши-Джонг, делали Нёндро по четыре раза. Для них это не было проблемой, они проделывали Нёндро очень быстро.
Я жила в ритритном домике на горе в Таши - Джонге, где моим соседом был кореец Чесан. Я наблюдала, как он простирался целый день. Просыпаешься от звука падения тела на доску, и засыпаешь под тот же самый звук.
Если ты обладаешь такой решимостью, как Чесан, то Нёндро проделывается очень быстро .
Конечно, если человек имеет инвалидность и не можешь делать простирания, то это другое дело.
Но и в этом случае можно начитать сто тысяч раз приход к Прибежищу, как и остальные части Нёндро ( кроме простираний). Всё можно проделать, лёжа в кровати. Я сама заболела на 50 тысячах простираний, после чего Доржонг Ринпоче велел мне их больше не делать.
В тех случаях, когда не знаешь, как и какую делать практику, надо спрашивать своего Гуру ( если он есть...). Потому что благословения будд поступает к нам через Гуру. Если Гуру скажет тебе скакать, например, на скакалке для очищения, то это сработает правильным образом. Конечно, если Гуру настоящий.
Западные люди порой делают Нёндро весьма своеобразно. Однажды мы встретили в Катманду,, йогина" из Америки, одетого в йогинскую накидку и носящего йогинскую прическу.
Из разговора с ним мы узнали, что он ,, всё ещё работает над своим нёндро... 18 лет..."
От такого,, Нёндро" толку нет. Ты очистил кусочек, который тут же загрязнился. Нёндро надо делать интенсивно, одним махом. Для западного практикующего вполне реально сделать Нёндро за полгода.
Доржонг Ринпоче на вопросы о том, делать или не делать Нёндро, отвечал : ,, it is just something your have to do".
,,Это просто то, что следует сделать".
Нёндро - это фундамент, на котором ты строишь дом. Ты начитываешь множество мантр, просто набирая их количество. И в результате ты имеешь определённое накопление.
Без такого накопления , основания , фундамента получается строение на песке. Сначала у тебя могут быть какие - то восторги, импульсы,а потом ты хлоп - и завалился.
Сырую булочку следует испечь в печи.
Надо сказать, что среди реализованных практиков нет таких, кто не сделал бы Нёндро.
И наоборот.
Нёндро многие делают всю жизнь.
Надо добавить, что Доржонг Ринпоче рекомендовал во время делания Нёндро одну сессию в день обязательно делать просто сидячую шаматху без опоры.