Обычное дело, когда к студентам приходят люди из профессии и делятся советами, секретами, творческим планами, мыслями о развитии индустрии и подсказывают, как сегодня добиться успеха в выбранном деле. Ровно для этих целей Школа анимации Михаила Алдашина устроила для студентов Института бизнеса и дизайна серию открытых творческих мастерских и приурочила её к 110-летнему юбилею российской анимации. Мы побывали на встрече с художницей Елизаветой Скворцовой, чьё имя чаще связывают с душевными клипами на колыбельные народов мира. Елизавета входила в команду вдохновителей и создателей этого анимационного проекта. Но именно её вспоминают первой, когда говорят о «Колыбельных мира».
Лиза Скворцова закончила мастерскую компьютерной графики и анимации ВГИК ― режиссёр, сценарист, художник-постановщик. Сегодня Лиза художник в компании «Мир детства». В её багаже более 30 анимационных работ. Встреча началась с просмотра одной из последних ― мультфильма по стихотворению Маяковского «Тучки».
― Я не догадалась, что это Маяковский, честно говоря, ― призналась Лиза. ― Такое нетипичное для него стихотворение. Как-то так странно сложилось, что последние три работы у меня связаны именно с поэзией. Параллельно мы с Илюшей (Илья Юдович ― ред.) работали над клипом на песню Макаревича, которая сначала не понравилась. Она была более романтичная, чем мне хотелось на тот момент. Там юноша встречает девушку… Но Илюша сказал: давай сделаем так, что молодой человек встречается с божеством. И божество это должно походить на огромного жирафа. ― Так почти одновременно в двух несвязанных между собой мультисториях появился жираф. В «Тучках» и в клипе «Машины времени» ― «Мы рядом».
― В работе над клипом была горизонтальная команда. Мне нравится работать в таком формате, когда есть несколько участников процесса, с которыми чувствуешь себя равнозначной, ― говорит студентам Лиза. ― Ты понимаешь, что если из нас кто-то отстранится, то по большому счёту на процесс это не повлияет ― он будет продолжаться.
Работать над клипом было одно удовольствие ― хорошая погода, последние денёчки осени, вот-вот должно было похолодать. Лиза уговорила Илью пойти поснимать на природе. Так появился ночной город с нарисованными на картоне домиками, но реальными огоньками, отражающимися в реальной воде одного из прудов Лефортовского парка.
― Это так реалистично выглядело! Картонный город снимали с другого берега какого-то водоёма, кто-то даже свалился в воду… Освещение быстро менялось, было очень классно. Всё было таким живым. Когда потемнело, мы сложили в прозрачный пакет этот картонный город, в котором светились окошки! И когда вышли из парка на улицу к реальным домам с горящими окнами, то у меня было ощущение, что настоящий ночной город кто-то тоже может сложить в пакет и унести… Мне очень нравится это ощущение, ― говорит Лиза студентам. ― Не забывайте об этом: то, чем мы занимаемся, ― мы просто играем в лучах. ― Такая вот история. Такие вот они, художники, режиссёры, аниматоры.
На творческой встрече Лиза Скворцова часто упоминала Илью Юдовича. В тандеме с ним были созданы и другие мультфильмы. Взять «Аккерманские степи», созданные по стихотворению польского поэта Адама Мицкевича. Говорят, авторы фильма по-своему уловили тишину, что открывается в этом сонете. Тишина захватила и лирического героя стихотворения. Такая тишь ― пронзительная и мощная как сухой океан, полная другой жизни и движения.
А как режиссёр-аниматор отзывается о польской поэтессе Виславе Шимборской! Её поэзия далека от великих идей и громких слов, в ней простые ситуации из жизни простых людей, за которыми при желании можно найти глубокое второе дно.
― Мне очень нравится её голос и то, как она читает по-польски, ― говорит Лиза. Именно поэтому на встрече мы смотрим фильм «Маленькая девочка стаскивает скатерть» в оригинальной озвучке. В нём малышка прыгает, ползает ― изучает мир, двигая его и двигаясь вокруг него. Прототипом для героини стала маленькая дочка секретаря поэтессы Михала Русинека. Конечно, девочка давно стала взрослой, но стихотворение по-прежнему восхищает свежей радостью открытия мира маленьким человечком.
Вся анимация Лизы Скворцовой похожа на изучение мира маленькой девочкой ― поэтому её герои будто сошли с детских рисунков, ожили и смотрят наивными глазами то в небо, то в глубокую чернь водоёма. Мир, который изучает Лиза, зовётся анимацией. И к нему очень хотят прикоснуться дети разных возрастов. Им-то опытный аниматор советует заниматься танцами ― тогда вы будете лучше чувствовать своё тело, после чего вам будет легче понять и нарисовать любое движение любого персонажа вашей мультистории.
Анжелика ЛУКИНА, фото автора,
анимация Лизы СКВОРЦОВОЙ
Встреча состоялась в Институте бизнеса и дизайна на Протопоповском переулке, д. 9, стр. 1, в Москве.