Молодые и не очень мамы сталкиваются с такой проблемой: они дают какое-либо поручение дочке или сыну, проходит время, задание не выполнено вообще или выполнено частично. И это касается детей любого возраста. Как с этим бороться? Ребенок в принципе не хочет трудиться, выполнять свои обязанности, он хочет играть, отдыхать, гулять, веселиться. Но, как говорится, «делу – время, потехе – час».
Приведем некоторые примеры. Уже пора идти спать, а игрушки разбросаны по полу в гостиной, мама просит ребенка все собрать и уложить на свои места. Уходит по делам на кухню, возвращается, а игрушки не убраны. А уже пора водных процедур и спать, т.е. из-за того, что ребенок не послушал маму, сдвигается их режим. Тут мама начинает психовать, убирает все сама, ребенок напуган и чуть не плачет.
Другой пример: мама просит ребенка собрать в школу портфель. Разумеется, школьник сам должен помнить об этом и собирать портфель без напоминаний родителей. Проходит время, портфель так и не собран. И тут мать либо, психанув и отругав ребенка, сама ему собирает портфель, либо оставляет все как есть, чтобы ребенок, оказавшись в школе без нужных учебников и тетрадей понял, что нужно сразу сделать, как просила мама. Собирая портфель вместо ребенка, мама совершает ошибку, она ему показывает прямым текстом, что можно проигнорировать поручение мамы, а портфель все равно будет собран. Так закрепляется определенная поведенческая модель.
Следующий пример: на даче мама просит ребенка собрать к обеду ягод и зелени с огорода. Ребенок уходит, его долго нет, потом возвращается… с пустым лукошком. Это вызывает гнев матери, она сама отправляется в огород… ДА, мама вынуждена сделать это сама, так как ей необходима зелень прямо сейчас, уже почти все готово, а ребенок получает опыт – что надо просто потянуть время, и мама сама все сделает…
Примеров еще много, но остановимся на этом.
Такие дети не понимают, что не выполнить элементарное поручение своей матери – это девиантное, позорное поведение. В то время как мать для них делает ВСЁ, они для нее или по ее просьбе не делают ничего или почти ничего. Это огорчает и раздражает мам. Как отучить детей игнорировать поручения своих родителей? Здесь поможет психолого-педагогический тренинг – мама демонстрирует детям их же модель поведения – она тоже все делает лишь наполовину, «забывая» их просьбы, нарушая свои обещания и т.д. Например, собрались поехать в парк аттракционов, но на полпути разворачиваются домой. – Ладно, это была шутка… А теперь серьезно: Мать подает на обед или ужин наполовину приготовленные блюда. Дети видят, что такое есть невозможно, а очень хочется. Вот тут начинается беседа, короткая, но доходчивая. Мама может наглядно продемонстрировать, что такое выполнить свои обязанности только наполовину, что значит не доделать начатое. Мама может спросить у своих детей «а что будет, если я, папа тоже, как и вы, будем все делать лишь наполовину?». Кто-то предлагает более радикальные приемы – «забыть» приготовить ужин и оставить всех голодными, чтобы и до них дошло, что значит забывать о своих обязанностях. Речь не идет о том, чтобы наказать, проучить детей, но о том, чтобы наглядно продемонстрировать, что такое безответственность и необязательность.
Если у Вас были подобные ситуации, как Вы с этим боролись? Напишите в комментариях.
Приглашаю в мою группу «Воспитание. Дети. Подростки». Здесь собраны все публикации по теме в одном месте:
https://vk.com/public201598902
https://ok.ru/group/59657666953234
https://t.me/education_formation
а также на мои каналы в Дзене:
«Рецепты и Дегустации. Готовим вместе»
По умолчанию в Дзене комментирование доступно только подписчикам. Так что подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии. Здесь интересно