Найти тему
Ника Марш

Слепые кружевницы

Тонкие детские пальчики лучше справлялись с работой. Да и зрение у десятилетних девочек было лучше, чем у взрослых мастериц. Они трудились по четырнадцать-шестнадцать часов и в итоге слепли. Прекрасные шали и нарядные воротнички знатных дам создавались ценой зрения сотен крепостных девушек.

В. Тропинин "Кружевница"
В. Тропинин "Кружевница"

На Руси кружева стали особенно модными во времена Ивана Грозного. «Кружево сажено, низано жемчугом», - говорили про наряд государя для парадного выхода. В шестнадцатом веке украшение для царского платья привозили из Европы. Фландрия и Италия славились своими мастерицами, и на протяжении нескольких столетий были главными поставщиками «изящного золота». Занятно, что при ввозе кружево измеряли… на вес. Сохранилась запись от 1672 года:

«Ввезено два пуда и восемь фунтов золотых и серебряных кружев… из Голландии».

Собственный промысел развивался стихийно – в шестнадцатом столетии в нижегородской Балахне уже знали и ценили труд местных мастериц. Но до царского терема их работы долго не доходили. При государе Алексее Михайловиче, отце Петра I, спрос на красоту так возрос, что был дан приказ: посадить десять умелиц для обслуживания двора. Царевна Ирина, сестра царя, сама увлеклась плетением – принадлежавшие ей коклюшки сохранились по сию пору. А царица Прасковья, жена Иоанна V, подарила патриарху собственноручно вышитое полотенце, украшенное изумрудами.

девочки обучаются ремеслу
девочки обучаются ремеслу

Но в ту пору это все же была редкая, штучная работа. Развернулось дело лишь при Петре Первом. Именно он привез брабантских мастериц в Новодевичий монастырь. Девочек-сирот, содержавшихся там, начали обучать непростому искусству плетения кружев. Уже тогда, в начале восемнадцатого века, поняли, что лучшие умелицы – юные девушки. Их острые глаза и проворные руки способны сделать то, что не под силу никому другому.

Украсить платье каскадом кружев было модно и престижно. На полотнах художников XVIII столетия прекрасные аристократки утопают в изящной пене. Эту роскошь создавали вручную, тратя на каждое произведение по 14-18 часов в день. Если в Брабанте трудились наёмные рабочие и монахини, то в России того времени основная работа легла на плечи… крепостных.

С пяти, редко с шести лет девочек уже начинали приучать к этому ремеслу. Сначала полтора года отводилось на обучение, затем начиналась практика. Простые работы вроде скатертей или салфеток, полотенец или небольших накидок впоследствии заменялись более масштабными, сложными, дорогими работами. К одиннадцати годам почти каждая мастерица в совершенстве владела ремеслом.

мужской костюм, как на портрете Н.Тишинина, тоже изобиловал кружевами
мужской костюм, как на портрете Н.Тишинина, тоже изобиловал кружевами

Следили за ними строго. Кружевницы не отвлекались ни на обучение грамоте, ни на простые детские забавы. Коклюшки стучали без передышки, освещение в комнатах старались сделать как можно более ярким, но без электрических ламп в восемнадцатом веке добиться этого было практически нереально. Ежедневно напрягая зрение много часов к ряду, кружевницы… слепли.

Это была работа на износ. Дворянин Александр Яньков, перебиравшийся со всем семейством в 1760 году в Белгород, перевозил на повозках утварь и крепостных. Поскольку дорога занимала много часов, было отдано распоряжение – плести кружево. Зачем тратить время попусту, если можно использовать его ради дела? И девушкам пришлось работать.

Во многих усадьбах открывали собственные мастерские по плетению кружев. Одна из ближайших подруг Екатерины Второй, помещица Анна Степановна Протасова, открыла в Мценске целую мануфактуру. Для обучения местных девушек привезла итальянских учителей, и после этого кружева Протасовой весьма ценили и хвалили. Сама императрица велела украсить платье результатом труда мценских девушек.

невероятно дорогое черное кружево, как на портрете К.Сомова было на пике популярности в начале XX века
невероятно дорогое черное кружево, как на портрете К.Сомова было на пике популярности в начале XX века

Мастериц, которые теряли способность трудиться, со временем отпускали на волю. Некоторые из них, совсем ослепшие, уходили в монастыри. Другим удавалось выйти замуж, или пристроиться помощницами в швейную мастерскую. Одна из лучших кружевниц дворянина Александра Янькова вышла замуж за управляющего имением и впоследствии с содроганием вспоминала свою прежнюю работу. Слепые кружевницы, которым повезло меньше, оставались ни с чем. Человеческая жизнь тогда невысоко ценилась...

О невероятном таланте русских мастериц заговорили в Европе в девятнадцатом столетии. Кружева из Ельца даже возили на Всемирную выставку в Вену, в 1873 году. Отношение к кружевницам поменялось – в создаваемых школах плетения ученицам платили стипендию, двенадцатичасовой рабочий день ушел в прошлое. Софья Брянцева создала в Вологде учебное заведение, где обучала мастериц особому способу создания кружев, разработанному ее матерью. А платье королевы Виктории украшали кружева, узор для которых очень напоминал изящные произведения девушек из Балахны. Возможно, позаимствовали идею?

Спрос на прекрасные украшения оставался высоким, поэтому только к началу двадцатого века в России насчитывалось больше ста тысяч кружевниц. Многие секреты этих девушек сейчас утрачены, хотя до сих пор немало умелиц с удовольствием создают изысканное "изящное золото".

#наука #история россии #история #культура #женщины #интересные факты

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!