Тонкие детские пальчики лучше справлялись с работой. Да и зрение у десятилетних девочек было лучше, чем у взрослых мастериц. Они трудились по четырнадцать-шестнадцать часов и в итоге слепли. Прекрасные шали и нарядные воротнички знатных дам создавались ценой зрения сотен крепостных девушек.
На Руси кружева стали особенно модными во времена Ивана Грозного. «Кружево сажено, низано жемчугом», - говорили про наряд государя для парадного выхода. В шестнадцатом веке украшение для царского платья привозили из Европы. Фландрия и Италия славились своими мастерицами, и на протяжении нескольких столетий были главными поставщиками «изящного золота». Занятно, что при ввозе кружево измеряли… на вес. Сохранилась запись от 1672 года:
«Ввезено два пуда и восемь фунтов золотых и серебряных кружев… из Голландии».
Собственный промысел развивался стихийно – в шестнадцатом столетии в нижегородской Балахне уже знали и ценили труд местных мастериц. Но до царского терема их работы долго не доходили. При государе Алексее Михайловиче, отце Петра I, спрос на красоту так возрос, что был дан приказ: посадить десять умелиц для обслуживания двора. Царевна Ирина, сестра царя, сама увлеклась плетением – принадлежавшие ей коклюшки сохранились по сию пору. А царица Прасковья, жена Иоанна V, подарила патриарху собственноручно вышитое полотенце, украшенное изумрудами.
Но в ту пору это все же была редкая, штучная работа. Развернулось дело лишь при Петре Первом. Именно он привез брабантских мастериц в Новодевичий монастырь. Девочек-сирот, содержавшихся там, начали обучать непростому искусству плетения кружев. Уже тогда, в начале восемнадцатого века, поняли, что лучшие умелицы – юные девушки. Их острые глаза и проворные руки способны сделать то, что не под силу никому другому.
Украсить платье каскадом кружев было модно и престижно. На полотнах художников XVIII столетия прекрасные аристократки утопают в изящной пене. Эту роскошь создавали вручную, тратя на каждое произведение по 14-18 часов в день. Если в Брабанте трудились наёмные рабочие и монахини, то в России того времени основная работа легла на плечи… крепостных.
С пяти, редко с шести лет девочек уже начинали приучать к этому ремеслу. Сначала полтора года отводилось на обучение, затем начиналась практика. Простые работы вроде скатертей или салфеток, полотенец или небольших накидок впоследствии заменялись более масштабными, сложными, дорогими работами. К одиннадцати годам почти каждая мастерица в совершенстве владела ремеслом.
Следили за ними строго. Кружевницы не отвлекались ни на обучение грамоте, ни на простые детские забавы. Коклюшки стучали без передышки, освещение в комнатах старались сделать как можно более ярким, но без электрических ламп в восемнадцатом веке добиться этого было практически нереально. Ежедневно напрягая зрение много часов к ряду, кружевницы… слепли.
Это была работа на износ. Дворянин Александр Яньков, перебиравшийся со всем семейством в 1760 году в Белгород, перевозил на повозках утварь и крепостных. Поскольку дорога занимала много часов, было отдано распоряжение – плести кружево. Зачем тратить время попусту, если можно использовать его ради дела? И девушкам пришлось работать.
Во многих усадьбах открывали собственные мастерские по плетению кружев. Одна из ближайших подруг Екатерины Второй, помещица Анна Степановна Протасова, открыла в Мценске целую мануфактуру. Для обучения местных девушек привезла итальянских учителей, и после этого кружева Протасовой весьма ценили и хвалили. Сама императрица велела украсить платье результатом труда мценских девушек.
Мастериц, которые теряли способность трудиться, со временем отпускали на волю. Некоторые из них, совсем ослепшие, уходили в монастыри. Другим удавалось выйти замуж, или пристроиться помощницами в швейную мастерскую. Одна из лучших кружевниц дворянина Александра Янькова вышла замуж за управляющего имением и впоследствии с содроганием вспоминала свою прежнюю работу. Слепые кружевницы, которым повезло меньше, оставались ни с чем. Человеческая жизнь тогда невысоко ценилась...
О невероятном таланте русских мастериц заговорили в Европе в девятнадцатом столетии. Кружева из Ельца даже возили на Всемирную выставку в Вену, в 1873 году. Отношение к кружевницам поменялось – в создаваемых школах плетения ученицам платили стипендию, двенадцатичасовой рабочий день ушел в прошлое. Софья Брянцева создала в Вологде учебное заведение, где обучала мастериц особому способу создания кружев, разработанному ее матерью. А платье королевы Виктории украшали кружева, узор для которых очень напоминал изящные произведения девушек из Балахны. Возможно, позаимствовали идею?
Спрос на прекрасные украшения оставался высоким, поэтому только к началу двадцатого века в России насчитывалось больше ста тысяч кружевниц. Многие секреты этих девушек сейчас утрачены, хотя до сих пор немало умелиц с удовольствием создают изысканное "изящное золото".
#наука #история россии #история #культура #женщины #интересные факты
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!