Освоение Сибири - героическая страница истории, русский фронтир, который всё еще ждет своего Фенимора Купера и Джека Лондона.
Ко всем прочим проблемам переселенцев неизменно добавлялась нехватка любых, даже самых очевидных вещей. Выкручивались, подчас, очень творчески.
Так, енисейский воевода Андрей Леонтьевич Ошанин, в 1626 г. в своей «отписке» государю сообщал о сооружении в остроге двух храмов — «царского богомолья» (то есть - казенного) во имя Введения Пресвятой Богородицы и «обетного храма», воздвигнутого служилыми людьми по своей инициативе, во имя «государева ангела Михаила Малеина». Там же он он жалуется, что колоколов у церквей нет, «а звонят в Енисейском остроге у твоего царского богомолья в якори».
Помимо колоколов в храмах не хватало, собственно, и всего прочего - образов, книг и «всякого церковного строенья», что Ошанин в челобитной и просит «пожаловать» — прислать всё это из Москвы. Воевода пишет также о том, что в Енисейском остроге «служит черной священник, а белого священника нет», а без последнего «многие твои государевы служилые люди и пашенные крестьяня женатые, и молитвы роженицам и свадьбы венчати некому».
«Государь слушал и указал" — послать для "царской" Введенской церкви образа, книги и прочую церковную утварь, а также "колокола в пуд или мало больши". А обетный храм, который поставили служилый люди указал государь им и "строить собою".
Автор - Дима Шуман
#шуманкат