Найти в Дзене
Капсула времени

Жорж Осман и разрушение Парижа. Почему французы сровняли с землей свою столицу

Оглавление
Фотография была сделана Альфонсом Лиебертом (Alphonse Liébert) в 1889 году
Фотография была сделана Альфонсом Лиебертом (Alphonse Liébert) в 1889 году

Еще в середине девятнадцатого века на Сене был совсем другой город, который в основном ассоциируется с нынешней столицей Франции. По словам посетителей, он был похож на запущенную ферму.

Двести лет назад Париж с его извилистыми малоэтажными улочками, полными ветхих лачуг, уж точно не заслуживал того, чтобы называться прогрессивной столицей континента или городом огней.

Хотя он имел свое специфическое очарование, покрытое патиной времени, он вызывал раздражение у стремящихся к современности французских властей. Тем более, что на его бедных узких улочках очень легко вспыхивали бунты.

Новая жизнь Парижа

В конце концов, император Наполеон III (годы правления 1852-1871) не выдержал и приказал провести большую реконструкцию Парижа. Фактически — вынес смертный приговор собственному капиталу.

В эпоху "Belle poque" менее чем за двадцать лет:

Половина всех зданий, от восемнадцати до двадцати тысяч, были снесены, а 60% зданий Парижа полностью преобразились.

Великий проект стартовал в 1853 году, а его реализация продолжалась до 1870 года. Всеми работами руководил барон Жорж Осман, наделенный почти неограниченными полномочиями.

Барон Жорж Осман (Georges Eugène Haussmann)
Барон Жорж Осман (Georges Eugène Haussmann)

Злоупотребления и теневые состояния

Во время сноса города были ужасные злоупотребления. Сначала выкинули жильцов на улицу, потом ловкие спекулянты разбогатели, вымогая компенсацию у государства:

Они покупали дешевые дома для сноса и перепродавали их, получая крупную сумму отступных, или сдавали в них помещения подставным лицам, чтобы впоследствии взыскать от их имени компенсацию.

Они подняли арендную плату, сообщали о мертвых душах и даже открывали фиктивные магазины — все для того, чтобы поднять суммы компенсаций.

«Весь Париж режут»

Целые районы бешеными темпами сравнивали с землей, а их прежних жителей переселили в новые пригороды. Центр Парижа отныне должен был быть зарезервирован только для людей с деньгами, а не для случайных толп. В результате власти богатели на протяжении всего проекта.

Рвали на себе волосы только прежние обыватели да некоторые интеллигенты. Эмиль Золя с покорностью писал:

«Весь Париж изрезан, как саблей, с открытыми венами, кормящий сотни тысяч земляных рабочих и каменщиков…»

Культ прямой линии

Новый Париж был своего рода данью порядку и геометрии. Барон Осман исповедовал культ прямой линии, поэтому без колебаний убирал все, что было препятствием. Именно ему мы обязаны нынешней формой Елисейских полей.

Триумфальная арка. Елисейские поля. Париж. Наше время
Триумфальная арка. Елисейские поля. Париж. Наше время

Он также приказал построить новые парки, сады, скверы, в том числе Булонский лес и Венсенский лес, которые «превратились из полудиких лесов в места для прогулок и экскурсий».

В то же время Париж должен был быть чистым и упорядоченным городом. Протяженность канализационной сети увеличилась в шесть раз. Весь мегаполис также был охвачен водопроводной сетью, а на месте снесенных домов было намечено сто километров новых улиц.

Город от правителя

В центре были построены специальные торговые павильоны на 3000 магазинов, и все новостройки должны были соответствовать очень строгим стандартам.

Их высота должна была быть одинаковой (и не превышать 20 метров), одинаковый стиль, крыши наклонены под прямым углом. Вот как Осман создал совершенно новый город. Современный, безопасный и здоровый мегаполис.

Старый, настоящий Париж безвозвратно ушел в историю и сегодня мало кто помнит, что он вообще существовал. И что он был ликвидирован по решению политиков, а не в результате какой-то войны или стихийного бедствия.

#История #париж #история франции #сена

Читайте:

Достижения Карла фон Клаузевица. Как автор знаменательного военного трактата ни разу не выиграл битву
Капсула времени23 апреля 2022