Найти тему
Языки без границ

История особенного педагога английского языка

Оглавление
Сегодня, в день рождения Вильяма Шекспира, по всему миру традиционно отмечается День Английского языка!

Наш центр «Языки без границ» ощущает причастность к этой дате: на протяжении пяти лет мы обучаем английскому людей с различными видами инвалидности. Не далее, как вчера, руководитель ЯБГ, Сергей Кречетов и педагог Наталья Шанявская вручили выпускникам онлайн-курса подготовки к Кембриджскому экзамену сертификаты об окончании.

Из семи ребят, все сложнейшие этапы обучения до конца прошли только четверо.

И хотя в этом году в России экзамен отменен, Наталья уверена: эта великолепная четверка выдержала бы испытание достойно! А мы сегодня расскажем о самой Наталье Шанявской, замечательном педагоге нашего центра и её уникальной системе преподавания.

-2
Кем я мечтала быть в детстве?

Доктором или преподавателем. Мечты преподавать именно английский не было – я преподавала языкознание – мне очень нравилось, для этого нужно очень много знаний.

Проблемы со зрением были с рождения.

Но я училась в школе индивидуального обучения: у нас была очень хорошая школа, от других она отличалась - всем! Там учили не по Брайлю, к каждому ученику приходили все преподаватели домой и, таким образом, мы занимались десять лет. Мы были первым экспериментальным набором, за что я еще раз выражаю благодарность всем учителям, кто решился это сделать, не испугался. Моя Alma Mater была первой из школ надомного обучения в Петербурге и теперь её преемник - школа №355 Московского района.

Стать педагогом мне помогли… школьные педагоги

Например, учительница по литературе так мне нравилась, что я решила пойти на филфак. Я с первого раза поступила в Университет на русский язык и литературу.

Что помогало учиться?

Я пользовалась большим шрифтом, потом писала фломастером в тетрадке, потом уже перестала и выпускные экзамены я сдавала частично устно, частично через ассистента. Моим ассистентом была мама моя, которой я очень благодарна за все, что она сделала. Окончив ВУЗ, я поступила в аспирантуру, а потом сама преподавала в ВУЗе, который, к сожалению, закрылся. Во Всероссийском обществе слепых стала преподавать английский.

-3

В Языки без границ: пришла учиться, осталась преподавать.

У нас в "Языки без границ" была преподаватель Олеся, до сих пор переписываемся периодически, очень хороший человек. Были две группы для незрячих и слабовидящих – я училась в одной из них, а потом так вышло, что стала сама работать. И первый набор у нас был разговорный: чуть-чуть грамматикой занимались, чуть-чуть разговорным, чуть «слушкой», а потом это возникло как эксперимент: сможем ли мы сдать международный экзамен?

-4

Кембриджский «на слабо»!

Тогда никто не знал, будет это возможно или нет, что из этого получится, как это сделать? Тогда, в 2017, те ребята, незрячие и слабовидящие, были первым набором и мы стали пробовать подготовить группу к сдаче Кембриджского экзамена на уровне В1. Готовились меньше, чем в этом году и… сдали экзамен! Но, как и в этом году, изначально набор был больше: 10 человек, на экзамен вышло только 4 человека. Сначала В1, а потом частично этим же составом мы сдавали В2, в 2019. В этом году у нас проходили курс ребята с разными нозологиями: девушка с опорно-двигательными проблемами и ребята с инвалидностью по зрению.

22 августа 2018 года состоялось торжественное вручение Кембриджских сертификатов
22 августа 2018 года состоялось торжественное вручение Кембриджских сертификатов

Как незрячему человеку изучать английский?

Есть программа экранного доступа, которая устанавливается на компьютер и озвучивает всё, что написано на экране. Их сейчас много, они развивались и есть всякие разные приложения на телефон и для компьютера. У наших учащихся разные степени потери зрения и запросы разные. Одному нужен формат текста брайлевский, другому - на компьютере, третьему - распечатанный.

Люди с разными нозологиями помогают друг другу учить язык

Мы не можем просто взять учебник и по нему идти: там есть задания с опорой на картинку, например. А мы делаем так: кто видит картинку - описывает её, заодно вспоминает, как переводятся эти слова, а другой задает вопросы по этой картинке. Один учится задавать вопросы, а другой на них отвечать, и мне кажется – это очень интересный опыт. Например, был вопрос учащегося: «Почему ты считаешь, что на картинке нарисована зима?» И надо было ответить, что вот снег лежит, шапки снежные, надо было вспоминать такую лексику, которая гораздо шире, чем слово «зима». Ситуация заставляет тебя эту лексику вспомнить!

-6

Секрет успеха

У нас маленькие группы, и мы можем больше разговаривать, а потом, на следующий раз, к этому материалу, к этой же лексике вернуться.

Самое трудное – найти тему, которую все захотят обсуждать по-английски!

Например, ту же кулинарию и одежду не все готовы обсуждать: кому-то интересно, кому-то нет. И тогда универсальная тема – это технологии! Хотя компьютер, интернет тоже любят не все…

Что делать, чтобы язык быстрее усваивался?

Дома можно находить на youtube какие-нибудь маленькие видео, или радиопрограммы короткие, интересные тебе. Чтобы можно было их посмотреть-послушать. Может, ты захочешь ещё и прочитать текст из ролика, поискать полезные выражения, лексику какую-то, которая интересует тебя* как профессионала. Каждый сам выбирает, как дальше развиваться.

-7

От чего я получаю самое большое удовольствие как педагог?

От общения! И от понимания того, что есть какой-то результат: что вот раньше человек не знал, как это сделать, а теперь он знает. Один человек смог получить работу, устроился в крупную компанию после нашего курса, другой - поверил в себя и пошел в ВУЗ учиться…

Никогда не думала, что это у меня получится!

Последнее, о чем я так думала - это о том, что я освою зум :-)) Наш коллега-учащийся, который сдавал один из наших экзаменов, меня сподвигнул - пригласил на конференцию. Я сказала: «Даже не знаю что это такое. Что для этого надо сделать?!» А теперь мы спокойно работаем в зуме и конференции записываем. Весь наш последний курс проходил в зуме.

-8

Планы:

Развиваться в разных направлениях: в английском и не только, чтобы то, что ты делаешь приносило пользу, хорошее настроение. Удач, успеха – такое мое пожелание себе.

"Языки без границ" - инклюзивный образовательный центр. Мы помогаем людям с инвалидностью изучить языки, получить профессию гидов на РЖЯ и не только!

#инклюзия #слабовидящие #незрячие #английский онлайн #инвалиды #доступная среда #английский язык #языки без границ