Найти в Дзене
Мото Фанатики

"Сталинградская битва". Уличная экспозиция. "Мирные" экспонаты.

Продолжаю знакомить вас с музеем-панорамой "Сталинградская битва" и сегодня как и обещал вторая часть рассказа.

Если в первой части речь шла об образцах военной техники и орудий, то в этой части я расскажу об экспонатах, которые я назвал "мирными", то есть целью создания этих объектов (предметов) была мирная деятельность, а не ведение боевых действий (понятно, что в условиях войны, почти любой объект, так или иначе используется для военных задач и целей, пусть и вспомогательных).

И первый экспонат: военный или воинский эшелон,

Который состоит из паровоза Эр 743-64, четырёхосного санитарного вагона, двухосного крытого вагона («теплушка») и двухосной цистерны. Мемориал посвящен железнодорожникам, обеспечившим бесперебойное снабжение Сталинградского фронта военными грузами, медицинскую помощь.

-2

Мемориал был установлен в июне 2009 года, а торжественно открыт 24 июня того же года. По началу было ещё две платформы для перевозки техники, но в 2020 году они были заменены на санитарный вагон (такие вагоны входили в составы санитарных поездов времён Великой Отечественной войны).

-3
-4

Паровоз Эр 743-64:

Конструкторы Лопушинский Вацлав Иванович и Ломоносов Юрий Владимирович. В конце 1930-х годов паровозы серии Э были признаны наиболее подготовленными для воинских перевозок. Во время Великой Отечественной войны паровозами этой серии в основном комплектовались колонны паровозов особого резерва НКПС для доставки военных грузов непосредственно к линии фронта.
-5
Паровоз построен на Луганском паровозостроительном заводе в 1935 году, заводской № 4711. Во время войны он эксплуатировался на Рязано-Уральской и Сталинградской железной дороге. При реставрации паровозу был нанесён номер Эр 739-99, который уже был присвоен другому локомотиву, поэтому после установки паровоза его перенумеровали в Эр 743-64. В сцепке с ним установлен тендер от паровоза Эр 743-31.
-6
Технические характеристики: конструкционная скорость — 65 км/ч, максимальная мощность — 1400 л.с., длина паровоза с тендером — 21,5 м, вес паровоза в рабочем состоянии — 85 т, рабочее давление пара в котле — 14 кгс/см², отопление — угольное, запас угля — 15 т, запас воды — 28 м³.
-7

Вагоны:

Двухосный крытый вагон. Так называемая «теплушка» использовалась для перевозки личного состава Красной Армии в район Сталинградской битвы. Во время праздничных мероприятий его открывают для посетителей, для этого в нём устанавливают печку-буржуйку, керосиновый фонарь, лежаки, и прочие предметы обихода. Технические характеристики: длина — 7046/6444 мм, ширина внутри — 2743 мм, высота внутри — 2222 мм, площадь пола — 17,56 м², полезный объём — 39 м³. Имеет стальную раму, остальные части кузова деревянные.
Двухосная платформа. Использовалась для перевозки военной техники в район Сталинградской битвы. В разное время на платформе в виде экспонатов были установлены: «катюша» БМ-13, танк Т-34. Технические характеристики: длина — 6400 мм, ширина внутри — 2730 мм, высота бортов боковых/торцевых — 500/300 мм.
Двухосная цистерна. Грузовой вагон для перевозки нефти и нефтепродуктов. Технические характеристики: база — 3900 мм, наружная длина котла — 6740 мм, внутренний диаметр котла — 2200 мм, грузоподъёмность — 25 т.
Двухосная платформа с металлическими бортами. В разное время на платформе в виде экспонатов были установлены: полевая кухня, пушка ЗИС-3.
Четырёхосный санитарный вагон. Был переделан из пассажирского вагона 1938 года выпуска, который до 2019 года стоял на станции Покровск в Саратовской
области.
-8

Также в мемориал входит семафор, который можно видеть на фотографиях и колонка для заправки водой.

В дальнейшем, в санитарном вагоне планируются экскурсии, на которых будут рассказывать (а может и показывать) как оказывали медицинскую помощь и перевозили раненых. Ещё в планы устроителей данного мемориала входит использование санитарного вагона для обучения студентов медицинских учреждений.

А теперь пришло время истории об одном из известных и популярных (у туристов) памятников Сталинградской битвы.

-9

Это мельница им. Грудинина или мельница Гергардта. Памятник представляет собой руины мельницы, построенной в начале 20 века. Является объектом культурного наследия народов РФ федерального значения.

Первоначальный вид (до войны мельница была белого цвета). Фото из открытых источников
Первоначальный вид (до войны мельница была белого цвета). Фото из открытых источников

Строительство мельницы началось в 1899 году и она должна была стать частью мукомольного комплекса семьи Гергардтов. Владельцем комплекса был поволжский немец Александр Гергардт. Вверху стен сохранились кирпичные надписи с его фамилией.

  • Александр Гергардт родился в семье поволжских немцев в Саратовской губернии. В 1883 году стал компаньоном своего деда, а затем совместно с дядей Августом и тремя братьями организовал торговый дом "А. Д. Гергардт и племянники", который позже был преобразован в акционерное общество "Братья Гергардт".

Запуск паровой мельницы состоялся в 1900 году, но в 1907 году, в результате пожара, здание было разрушено. А в 1908 году вновь возведено.

На мельнице велись работы не только с мукой, но и с рыбой, маслом, хлебобулочными изделиями, имелся склад. Она была оснащена по "последнему слову техники" того времени: имелись собственный электрогенератор и котельная, механические транспортёры. Так же мельница стала первым зданием в Царицыне (прежнее название Волгограда), построенное по технологии несущего железобетонного каркаса и внешних стен из кирпича.

После смены власти в 1917 году мельница стала социалистической собственностью и получила новое название - Госмельница #4 . А в 1929 году стала называться - Мельница им. Грудинина.

  • Константин Грудинин - руководитель партийной ячейки ВКП (б) на мельнице, работал токарем. Был застрелен в 1922 году, Александром Герлингером, одним из участников, так называемой "мельничной мафии", которая занималась расхитительством. Похоронен в Комсомольском саду Волгограда. Могила сохранилась.

Мельница проработала до 14 сентября 1942 года. В этот день в здание попали фугасные бомбы и начался пожар, работа остановилась.

-11

И в ночь на 15-е сентября через Волгу, для исправления катастрофического военного положения в Сталинграде, переправилась 13-я гвардейская стрелковая дивизия генерала Родимцева. А к 20-му сентября 3-й батальон 42-го стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии занял оборону в мельнице. Линия обороны устоялась.

Здание находилось в полуокружении 58 дней. Оно обстреливалось практически из всех видов оружия, но повышенная прочность и виброустойчивость помогла ему устоять. До сих пор на стенах можно увидеть следы от попадания снарядов, пуль, бомб.

Вид со стороны Волги.
Вид со стороны Волги.

Во время Сталинградской битвы мельница имела огромное значение для обороны города и после войны было принято решение не восстанавливать разрушенное здание, чтобы наглядно сохранить память о тяжести военного времени.

До 1980 года внутри здания проводились экскурсии. На данный момент это опасно, так как периодически некоторые части и элементы осыпаются. Чтобы сохранить память для потомков, рассматривается вопрос о консервации здания.

Мельница им. Грудинина находится на улице Маршала Чуйкова (47а).

История мельницы, весьма, показательна и парадоксальна: с одной стороны она была воздвигнута немцами, но с другой, именно они и разрушили её, при этом само здание помогло и поспособствовало победе советских войск над немецкими захватчиками в Сталинградской битве.

-13

А ещё я хочу рассказать о композиции, которую я увидел: немецкий грузовой автомобиль, дети кружащиеся вокруг фонтана и здание разрушенной мельницы.

  • Что касается автомобиля, то это Steyr 1500A — выпускался в различных модификациях заводами Steyr-Daimler-Puch, Wanderer и Horch с 1941 по 1944. Вермахт использовал его для перевозки пехоты, вывоза с поля боя раненых и других целей. Музейный образец собирался по частям из раритетных и восстановленных запчастей.
  • Дети и фонтан. Это Фонтан «Бармалей» («Детский хоровод», «Крокодил», «Дети», «Дети и крокодил», «Танцующие дети»). Фонтан, первоначально, был установлен в Сталинграде в 1930 перед музеем обороны Царицына, на Привокзальной площади. Является одним из известных объектов Волгограда, переживших Великую Отечественную войну, но в послевоенные годы был разобран. В 2013 году в городе были установлены две копии фонтана в память о нём: одна — рядом с мельницей Гергардта, имитирующая разрушенный фонтан, другая — на Привокзальной площади, которая немного отличается от оригинала: вместо бетона использован композитный пластик, рост фигур танцующих детей увеличен со 160 см до 180 см, а постамент копии фонтана выше на 20 см оригинала.
Фонтан "Бармалей" перед мельницей им. Грудинина.
Фонтан "Бармалей" перед мельницей им. Грудинина.

Если воспринимать три этих объекта как элементы, части одной единой композиции, то на первый взгляд она ассоциируется с окончанием войны: разрушенные здания, трофейные автомобили, играющие дети. Но с другой стороны, почему то для меня, эта композиция символизирует не только окончание, но и начало войны: первые атаки врага разрушают здания, немецкие солдаты приехали и пока что не чувствуют серьезного сопротивления, а дети ещё не понимают происходящего и/или не верят, не знают, что началась самая кровопролитная война.

Всем добра и мирного неба над головой!