С давних времён, когда человек начал покорять моря и открывать торговые водные пути, его не покидали мысль и желание сделать эти пути максимально короткими. В результате мы имеем такие знаменитые судоходные каналы, как Суэцкий и Панамский. Но мало кто знает, что в Греции есть не менее интересный судоходный канал, который называется Коринфский. При этом он более древний, чем ранее упомянутые каналы Египта и Панамы.
Коринфский канал - это греческий канал, который соединяет два моря - Ионическое и Эгейское. Одна из его сторон выходит в Коринфский залив, а другая в залив Сароникас. Канал пересекает Коринфский перешеек, при этом на нём нет ни одного шлюза.
Своё название канал получил в честь города Коринфа, который находится на западе этого сооружения. Первые суда прошли через Коринфский канал в 1893 году.
Канал растянулся на 6 километров в длину, наибольшая его глубина составляет 8 метров. Стены канала известняковые, естественного происхождения. Наибольшая высота стен достигает 76 метров.
Канал имеет форму перевёрнутого конуса. Его ширина на водной поверхности составляет 25 метров, а ширина на дне 21 метр.
Поскольку канал находится в населённой местности, через него возведено 4 моста - три автомобильных и один железнодорожный.
Через канал разрешено проходить судам и кораблям максимальной шириной не более 17.6 метров и осадкой не более 7.3 метра.
Первое упоминание о канале имеет отголосок в 7 веке до нашей эры. Тиран Периандр хотел открыть здесь водный путь. Но из-за опасения наводнения земель, которое могло произойти из-за разницы уровня Эгейского и Ионического моря, работы по строительству канала были прекращены. Существует альтернативная версия, что Периандр испугался гнева богов. Однажды Дельфийский Оракул заявил: "Не пересекай перешеек, не строй на нём канал". Исследователи предполагают, что Оракул действовал в интересах жрецов храмов из Коринфы. Последние боялись, что после строительства канала, они будут лишены подарков и подношений, ведь мореходам-купцам не надо будет задерживаться в Коринфе.
В результате Периандр построил сухопутный каменный волок, который назвали Диолк. По нему перемещали корабли того времени.
Очень дорогие пошлины за перемещение были самым важным источником дохода для Коринфы. Остатки волока до сих пор можно видеть рядом с Коринфским каналом.
В 307 году до нашей эры, о постройке канала задумался Македонский царь Деметрий I Полиоркет. Для этого он даже пригласил инженеров из Египта. Но египетские специалисты убедили Деметрия I Полиоркета, что разный уровень морей приведёт к тому, что воды хлынут через канал вниз, и затопят земли и острова в заливе Сароникас.
После того, как римляне сначала уничтожили Коринфу, а после его восстановили, они тоже задумались о постройке судоходного канала. Об этом думал Юлий Цезарь, а далее Калигула.
В третий раз построить канал на перешейке попытался император Нерон. Это случилось в 67 году нашей эры. Для рытья канала были привлечены рабы и каторжники в количестве 6000 человек! Но строителей опять постигла неудача. В Риме вспыхнуло восстание, и Нерона не стало. Преемник Нерона, император Гальба, закрыл стройку из-за её огромной финансовой стоимости.
Позже было ещё несколько неудачных попыток начать постройку водного пути. В них принимали участие греческий оратор Герод Аттик, византийцы, венецианцы...
В 1821 году, после Греческой революции, Иоанн Каподистрия, первый президент Греции, тоже начал мечтать прорыть Коринфский канал. Он придавал ему большое значение для развития Греции. Он привлёк инженеров из Франции. Но опять неудача! Нынешняя причина в огромных финансовых затратах.
После того, как в Египте был открыт знаменитый Суэцкий канал, за дело взялось греческое правительство. В 1869 году появился закон о том, что коринфский перешеек должен быть пересечён судоходным каналом. За дело взялись архитекторы-проектировщики из Венгрии - Беле Герстеру и Иштван Тюрру. Именно они были авторами проекта Панамского канала. В мае 1882 года французская компания начала долгожданное строительство.
И что вы думаете? Правильно! Строительство канала вновь было прекращено. Проблема та же - отсутствие финансов.
К счастью, греческий банкир и филантроп Андреас Сингрос помог проекту. Во главе греческой компании он взял строительство канала в свои руки.
Результат не заставил себя ждать - канал был прорыт в рекордные сроки, и уже в 1893 году началась его эксплуатация.
Судам и кораблям больше не надо было огибать полуостров Пелопоннес, и проход через канал сокращал их путь более чем на 400 километров.
Строительство Коринфского канала длилось с 1881 по 1893 год. Было привлечено две с половиной тысячи рабочих. Канал официально открыли 7 августа 1893 года.
Во время ВМВ, в 1944 году, после эвакуации немцы оставили после себя огромные разрушения Коринфского канала. В канал попало 645 тысяч кв. метров грунта и скальных пород. В нём находились обломки железнодорожного моста и целый железнодорожный состав. На его дне лежал затопленный пароход "Веста". Коринфский канал был заминирован.
Приведением канала в порядок занимались американские компании. Работа длилась 5 лет. Началась в 1944 году и закончилась в 1949.
В наше время Коринфский канал не имеет былого экономического значения. Это связано с его строительными особенностями. Он очень узок, и движение по нему может быть только реверсивное. Из-за своих габаритов через него не могут пройти гигантские океанские суда.
Услугами Коринфского канала в год пользуются примерно 15000 судов и кораблей. Для примера через Панамский канал проходят столько же. Крупные суда идут через Коринфский канал на буксире.
Интересный факт
В 2019 году на канале произошёл уникальный случай.
Судно "Braemar", имея ширину 23 метра, прошло через канал, ширина которого 25 метров. На борту находилось 929 пассажиров.
Подписывайтесь на канал, оценивайте, комментируйте
# история #интересные места #греция #каналы #древняя история