По дороге в древний город Аспендос мы решили заглянуть на не менее древний мост через реку Кёпрючай.
Об этом месте мы знали еще с нашей первой поездки в Турцию и хотели там побывать. В этот раз нашему желанию суждено было сбыться.
Очень хочу предупредить всех, кто самостоятельно попадет в эти места. Необходимо обязательно взять с собой нужное количество воды. С трассы, где вы выйдете из рейсового автобусе и почти до театра воды купить негде. Почти негде... Это значит, что недалеко от театра, в поселке, воду купить можно, но не спешите покупать в первом попавшемся магазине. Мы очень хотели пить и купили. Продавец зарядил нам за литровую бутылку $4, хотя в 20 метрах был магазин, где полдоллара стоила бутылка 1,5 л. Кстати, на мосту были мы, турецкая семья в полном составе около 15 человек с барбекю и танцами и семья русскоговорящих туристов. Туристы сделали пару кадров и уехали, мы фотографировали, прогулялись по мосту, послушали шум реки и пение птиц. Когда мы собрались уходить, к нам подбежал мальчишка лет 7-8 и жестами показал, что дедушка приглашает нас к ним. Мы подошли к семейному очагу. Дедушка очень хорошо разговаривал на русском, сказал, что давно занимал высокий пост и "делал торговлю". Был он не раз и в Москве, и в Минске, и в Киеве, и еще во многих городах СССР. Мы поговорили примерно полчаса. Нам предложили покушать, но мы отказались, было жарко, а вот от воды не отказались. Пока разговаривали, попили кофе и нам с собой налили в нашу бутылочку воды. Обычно с собой мы берем по маленькой бутылке, потом либо наполняем, либо покупаем, но это не тот случай.
Кстати, по дороге, а от моста до театра идти достаточно далеко, бутылку воды нам дал полицейский. Совершенно бесплатно.
Могли ли мы доехать до театра? Да, выйдя на дорогу можно остановить машину и за $5 можно легко доехать, но нам было интересно пройти пешком, посмотреть кунжутные поля, гранатовые и апельсиновые сады.
Дорога понравилась.
А сейчас расскажу про Сельджукский мост.
Мост Аспендос (тур. Eski Köprü) перекинут через реку Кёпрю. Он находится недалеко от Памфилии в южной Анатолии. Первоначально построенный в римскую эпоху, он был переделан в XIII веке. Существует мнение, что мост был восстановлен после землетрясения, которое уничтожило конструкцию.
В начале XIII века сельджукский султан Кайкубад I (1219-1237) построил новый мост над остатками позднеантичного сооружения, которое рухнуло, вероятно, из-за землетрясения. Строители-сельджуки внимательно следили за ходом римских останков, даже в тех местах, где опоры были частично перемещены вниз по течению от их первоначального положения; в результате сельджукский мост имеет довольно резкое смещение. Этот зигзагообразный курс, образованный двумя последовательными изгибами на 90 градусов,в сочетании с остроконечными арками мост эпохи сельджуков выглядит совершенно иначе, чем его римский предшественник.
Сельджукский мост также значительно уменьшен в размерах, что позволило в полной мере использовать римские останки. Так, например, уменьшение ширины почти до половины первоначальной сделало возможной интеграцию наполовину сохранившихся древних опор. Средневековые арки также были на 4,1 м ниже римских, а длина моста была сокращена, так что начался новый пандус моста. в том месте, где римское сооружение уже достигло своего окончательного уровня высоты.
Мост в основном построен из каменных блоков, в то время как части античной конструкции были использованы повторно, включая камни воздуховода, которые были встроены в новый пандус. Реставрационные работы в конце 1990-х годов в разрушающемся бруствере моста также обнаружили каменные надписи на греческом и арабском языках.
Длина моста 225 метров, ширина варьируется от 4,50 до 5,70 метра. Мост сложен из больших каменных блоков и имеет арочную конструкцию. Всего арок пять, но в оригинальной римской постройке их было больше.
Точная дата строительства моста неизвестна. Дата постройки тесно связана с акведуком Аспендоса, части которого были повторно использованы в мосте. Только во внешней оболочке моста были повторно использованы 250 трубчатых камней из главного напорного трубопровода акведука. Поскольку известно, что акведук функционировал до 4 века нашей эры, это говорит о том, что строительство моста Эвримедонта имеет еще более ранний возраст и мост уже существовал на этом месте. Этот мост, возможно, был разрушен во время сильного землетрясения в мае 363 года, которое также разрушило акведук, что объясняет использование камней последнего канала при восстановлении моста.
Как добраться?
Очень просто. Точно так же, как и в древний город Аспендос.
#турция #достопримечательности #путешествия #анталья #сельджукскиймост #эвримедонскиймост #мосталександрамакедонского #eskiköprü #кепрю #кепрючай