Найти тему
Сказки Чёрного леса

Утопица

Вьюга не на шутку разыгралась. Ветер завывал в трубе так, будто всеми силами старался задуть огонь в печи и ворвавшись через погашенный очаг в хату, заморозить тех, кто укрылся в ней от холода.

Мальчик, завернувшись в собачью шкуру, грустно смотрел в маленькое окошечко. Хотя, смотреть там было не на что. Лишь пурга.

С большим трудом отворилась дубовая дверь и в хату вошёл отец в огромном тулупе, в котором он был больше похож на медведя, или на какое-то лесное чудище, покрытое с ног до головы снегом. Бросив на пол барсука, выбравшись из огромного тулупа и перевязав укусы, оставленные на его руке острыми зубами, мужик попил воды и присев на лавку, выдохнул.

- Фух. Еле выловил его. Два раза палить пришлось. Ох и толстая шкура у твари этой. Да и башка крепкая. Погляди, глаз выбил ему, а он всё не унимался. Уже почти не живой был, а цапнул. Чуть пальцы не отхватил. Ну ничего. Будет теперь тебе, и шапка тёплая, и мясо нам на несколько дней будет. И жир перетопим, кашель из тебя прогоним.

Мужик потёр замёрзшие щёки и принялся чистить пороховую трубку, сокрушаясь о том, что лишний заряд потратил.

- Как же скучно. – тихо прошептал мальчик.

- Скучно? Ну ничего. Вот весна придёт, пройдёт паводок, и поедем мы с тобой к деревням, на ярмарку. Пушнины вон сколько я набил. Продадим, погуляем. Там, может, и ребятишки будут. Повеселишься.

- Когда она ещё будет, весна та? – нахмурил брови мальчик. – Почему мы не со всеми живём.

- Да, не знаю я. – ответил отец. – Наверное, потому что я тут привык. Да и безопасно тут. Люди сюда не забираются. Не любят они место это. Боятся. Слава у него дурная. Да и погода тут своя. Зимой вьюги, весной паводок такой, что только уток разводить. Разливается озеро в нашу сторону сильно.

- Зато лето у нас вон какое, теплое и хорошее.

- Лето хорошее. Этого не отнять. Но остальное время люди не шибко готовы терпеть трудности такие.

- Да я бы тоже не терпел. Да мы ж никуда не уйдём.

- Не уйдём. Ты то, как вырастишь, может и не поймёшь.

- Из-за мамы ты не хочешь уходить?

- Из-за мамы.

- Расскажи. Всё время ты говоришь, что из-за неё, а не рассказываешь.

- Так мал ты ещё понять это. Вот, через годок, вырастишь…

- Ты прошлой зимой такое говорил. Да вырос я уже. Ну, расскажи. Я ж даже не знаю, какая она была.

- Какая? Красивая была, весёлая. – мужик задумался. – Может, и правда вырос ты. Может, пора и рассказать.

Разложив барсука на столе, мужик принялся снимать с него шкуру. Помолчав немного, будто обдумывая начало рассказа, он как-то грустно улыбнулся.

Начну я с того, что раньше тут деревня была. Большая, хат так на тридцать. Озеро наше плоское по весне хоть и разливалось, а никогда не доходило до околицы. Зато после паводка землица родила так, что только семена разбросай.

Жили в нашей деревне люди разные. И добрые, и злые. Да как везде, была одна беда у нас. Парней в деревне было больше, чем девок. А если точным быть, тех, кто жениться хотел, десяток было. А девок, что замуж готовы были выйти, всего одна. Да и та, дочка старосты нашего.

Потому и ночь костров не устраивали. Ну, куда это годно, одну девку на десяток парней. Заездят за ночь так, что там уже ни о какой свадьбе речи быть не может. Вот и дали родители девке этой право самой выбрать себе мужа по-простому. Вот, кого захочет сама, то и будет. Даже не станут препятствовать.

Началось тогда настоящее безумие твориться. Кто серебро в подарок нёс, кто сладости редкие. А я тогда, как и сейчас, простым охотником был. Не шибко удачным, но кой чего уже умел. Изловил я птичку певчую. Редкую очень в наших краях. Да такую голосистую, что заслушаешься. Вот её в подарок невесте и принёс.

Смеялись надо мной другие. Дескать, куда ты со своей птичкой? Не зажарить её, не сварить. Пуха с неё в ладошке уместится. Такими делами семью не накормить. Да только Забава эту птичку и приняла. За руку меня взяла, да и сказала родителям, да и всем тем, кто тогда с подарками пришёл, следующее.

- Деньги накопить любой дурак сможет. Их можно заработать, или украсть, или найти. Вещи красивые на эти деньги купить можно, кушанья сладкие. Да только, коль денег заработать негде будет, не у кого их будет украсть, не получится найти, долго человек не протянет, коль не умеет делать того, что другим не под силу. Изловить птицу редкую, что в ветвях деревьев прячется, это вам не купить её. Тут уметь надо. И коль такую маленькую пташку изловить сумел человек, то он и без денег прожить сможет и семью прокормить.

Не препятствовали родители Забавы выбору её. Уже луну спустя надели нам на руки браслеты брачные и стали мы жить семьёй. Да только, счастью нашему долго длиться не суждено было.

Остальные парни злились, завидовали. И зависть была не столько в том, что счастливы мы, как в том, что дочь старосты Забава моя. А значит, однажды я старостой стать могу.

Начали деревенские некоторые козни строить. Капканы мои грабить, силки ломать, шалаши охотничьи мои сжигать. Так всё делали, чтоб с охоты я с пустыми руками возвращался. Да вот, и пришлось мне подальше в лес каждый раз уходить, куда деревенские не добирались. Дальняя дорога, много дней тратилось. Но, всегда с добычей возвращался.

И вот, как-то раз, возвращался я с охоты. Дичи много набил. Уже близко к деревне был, да решил заночевать, чтоб впотьмах по лесы не шастать. Ночь тёплая была, и расположился я на берегу Плоского озера. Небо там видно, рассвет не пропустишь. А мне хотелось с первыми лучами солнца в путь податься.

Только уснуть хотел, как вдруг слышу, кто-то по берегу бродит и сокрушается. Ну, решил я посмотреть, кто там. Вдруг кому помощь нужна? А помощь в нашем мире бесплатной не бывает.

Смотрю я, а по берегу мужик бродит. Высокий, худой, да будто с пузом. Ищет что-то согнувшись, траву дёргает.

- Добрый человек, потерял чего? – спрашиваю я его.

- Потерял. – отвечает незнакомец. – Больших трудов мне стоило достать подарок невесте своей. Особый, каких в краях наших не встретить. Да вот, дурень, не усмотрел. Выронил, видать. И хоть тут ищу, да надежды мало. Как есть, в пути где-то обронил. А вертаться времени у меня и нет.

- Что это за подарок такой? – спрашиваю я.

- Серьги с горным камнем. Больших трудов мне стоили.

- Да уж, редкая вещица. – говорю я, траву осматривая. – Ну, не с пустыми же руками тебе к невесте возвращаться. - Вытащил я из мешка своего белку – кровопийцу, что днём раньше подстрелил, пасть ей раскрыл и жало раздвоенное вырвал. А жало то, ярче самоцветов переливается. Надвое разделил я жало это и протянул незнакомцу.

- Вот, – говорю. – бери. Пусть не горный камень, но тоже штука не частая и дорогая. В серебро эти косточки принаряди и серьги получатся не хуже и не дешевле потерянных тобой.

Подошёл ко мне незнакомец, посмотрел на меня, да и протянул руку. Только вот не левую или правую, как у нас с тобой, а третью. Вот тогда я и увидал, что не пузо у него было то, а ещё одна пара рук, на животе сложена была.

Поблагодарил меня незнакомец, да и прямо в воду ушёл. А я всю ночь не спал опосля.

На утро добрался я до дома, и встретили меня новостями грустными. Пропала моя Забава. Говорят, люди, что пошла она по грибы и не вернулась.

Много лун я её искал по лесу. Потом и зима уже прошла, а я всё надеялся, хотя бы косточки отыскать и похоронить. Но, всё бес толку.

Как паводок очередной сошёл, рыбаки на озере промысел свой опять развернули. И вот, прибежал как-то один. Глаза ужасом полны. И рассказывает, что вышел он как обычно на воду, рыбку ловить. Да только крючки забросил, сразу и поклёв. Дёрнул он удила, а рыбы нет. Только два крюка в крови. А как второй раз забросил крючки, так и услыхал голос.

Кто там? Кто там воду мутит?

Кто там? Кто печаль мою тревожит?

Обманули меня, напугали меня, в воду загнали меня, утопили меня.

От чего ж и сейчас покоя мне не даёте? От чего крюками острыми меня рвёте?

Глянул рыбак в воду, а на дне, по песку белому, средь рыб и водорослей, девка бродит. От такого он чуть чувств не лишился. Чуть из лодки не выпрыгнул. Кинулся к берегу, а там и в деревню.

Собрались все, кто посмелее, да на озеро. Лодки спустили и к месту, указанному поплыли. Смотрим мы, и правда девка по дну бродит. Как есть сила гнилая. Сети мы закинули, да на удачу и изловили. Выволокли на берег, глядь, а это Забава моя. Не жива, да и не мертва. На груди её, на плечах и на лбу ракушки будто вросли. Как украшение. А в ушах её серьги их серебра. Да только вместо камешков в них жало белки – кровопийцы.

В деревню отнесли мы её, согреть пытались. А она холодна, как вода озёрная. Лишь спустя три дня в себя приходить начала. А потом и заговорила. Только странные речи её были.

Кто там? Кто там воду мутит?

Кто там? Кто печаль мою тревожит?

Обманули меня, напугали меня, в воду загнали меня, утопили меня.

От чего ж и сейчас покоя мне не даёте? От чего крюками острыми меня рвёте?

От чего из озера выловили не спросив? Несдобровать вам!

Схватил я Забаву, трясти начал. Она вроде как в чувства и пришла. Узнала меня, по щеке погладила. А как я расспрашивать начал её, так и рассказала.

- Пока ты по лесам бегал на зверя охотившись, деревенские мужики всё запортки свои ко мне подкатывали. То расскажут, что ты с лесной бабой тетеришься, то слух пустят, дескать, в трактире с девкой, что любовь за деньги продаёт, забавляешься. Да только не верила я во всё это. Гнала мужиков от себя. А однажды, пошла я в лес за грибами и до околицы не дошла ещё, как бежит один из мужиков и говорит, что ты в лесу ранен. Дескать, порвал тебя боров. Лежишь, кровью истекаешь, умираешь. Себя не помня, бросилась я в лес за мужиком этим, а там и ещё двое поджидали. Окружили меня и давай требовать, чтоб если уж не нового мужа себе выбирала среди них, то хотя бы иногда с ними ложилась. Вроде, так честно будет. А я отказалась, бежать кинулась. И сама не помню, как к ручью выбежала.

- Преследовали меня мужики, изловить пытались. Да один из них палкой и бросил. В голову мне попал. Пошатнулась я и в ручей тот упала. Захлебнулась, утоплась в воде холодной. Да и вынес меня тот ручей к озеру плоскому. Там меня и нашёл Жижак. Хотел, вначале, рыбам скормить, да передумал. Приглянулась я ему. Одарил он меня ракушками этими, что помогают в воде жить и не раздуваться как обычные утопцы. А немного погодя, подарил он мне серьги эти. И, сама я того не заметила, как стал он мне мужем любящим.

Договорить Забава ещё не успела, а по деревне гам страшный разлетелся. Кричат люди, шумят, бегут. Вышел я за дверь, а там страх что делается. Вода по лесу будто стеной движется. В один миг всю деревню нашу захлестнула и все мы, со всеми своими хатами, живностью, под водой оказались. Да вот, только не тонем. Смотрим, как мимо нас рыбы острозубые плавают. А сами мы будто в пузыре сидим.

Глядь, входит в тот пузырь мужик четырёхрукий. Тот самый, кому я собственноручно жало беличье отдал.

- Вот и муж мой пришёл. – говорит Забава. – На земле больше не смогу я жить. Утопица я теперь. И место моё рядом с мужем моим теперь.

А мужик тот осмотрелся, и говорит.

- Скучает Забава по деревне родной. По родителям и соседям. Но на суше жить не сможет больше. Вот вам выбор. Всей деревней на дно озера отправляетесь и утопцами став, живёте горя не зная. Родителям Забавы только и надо, что внуков нянчить, а соседям в своё удовольствие жить, как и прежде. Жизнь ваша будет долгой и беззаботной. А кому не нравится такое, так кормом для обитателей озёрных станете.

Подумали люди, да и согласились. Только вот, Забава Жижаку тому что-то сказала и на нескольких мужиков пальцем указав, говорит.

- Вот. Они это. Они меня обманули.

Засмеялся Жижак, а пузырь тот, в котором мы все были, будто лопнул. Хлынула вода холодная со всех сторон, начали люди тонуть. А тех, на кого Забава указала, участь страшная ждала. Набросились на них рыбы острозубые и мелкими кусочками всю плоть с костей в один миг сняли.

Очнулся я, водой откашлявшись, вокруг огляделся. Вода из деревни уже ушла, да только в деревне я один совершенно остался. Даже собак не осталось. Да что там собак? Ласточки под крышей пропали. Всех вода унесла в озеро.

Много времени я пробыл один. Всё на озеро ходил и пытался разглядеть в водах его чего-то. И однажды, мельком, будто краем глаза подметил, что деревня там отстроена. Пасутся на дне коровы, козы. Люди делами своими занимаются. И, как-то, мне даже легче стало.

А однажды, сразу после паводка, пришла Забава. Пришла и говорит, что дозволил ей Жижак навестить меня. Благодарность свою выказал он этим поступком. Три дня времени есть у нас.

Спустя три дня ушла Забава моя. Да зиму спустя, после паводка следующего, опять на три дня явилась. А спустя зиму ещё раз. После четвёртой зимы пришла она с тобой на руках.

- Нельзя сыну нашему с утопцами оставаться. Пусть растёт под небом. Не от Жижака он, как братья и сёстры его. Нет в нём силы гнилой. – объяснила она и мне тебя передав, в озеро вернулась.

И вот, уже сколько зим прошло, а не приходит она больше. Видать, тяжело ей видеть, как ты тут растёшь.

Деревня наша новыми жителями так и не обзавелась. Хаты разрушились со временем. А паводок каждую весну к самому порогу подходит. А как отходит, остаётся рыба в лужах. Уж не знаю, от Жижака то подарок, или от мамки твоей.

Вьюга не на шутку разыгралась. Ветер завывал в трубе так, будто всеми силами старался задуть огонь в печи и ворвавшись через погашенный очаг в хату, заморозить тех, кто укрылся в ней от холода.

Мальчик, завернувшись в собачью шкуру, грустно смотрел в маленькое окошечко и сам не заметил, как начал дремать. Ему снилась деревня на дне Плоского озера, снился страшный Жижак. А ещё ему снилась мама, которую он никогда не видел.

___

Для тех, кто на канале впервые:

Содержание канала. Тут все сказки.

Есть две книжки. Первая, про ведьм Чёрного леса.

Купить на ridero.ru / Купить на aliexpress.ru / Купить на litres.ru / Купить на ozon.ru / Купить на amazon.com / Купить на wildberries.ru / Цены могут немного отличаться, как и сроки доставки. Поэтому, перед покупкой сравните, где выгоднее.

Там вы найдёте сказки, как опубликованные на канале, так и уникальные.

Вторая, подробно рассказывает историю Лунной девы из одноимённой байки, которая в вольном пересказе была поведана в цикле «Скиталец».

Купить на ridero.ru / Купить на amazon.com / Купить на ozon.ru / Купить на aliexpress.ru / Цены могут немного отличаться, как и сроки доставки. Поэтому, перед покупкой сравните, где выгоднее.

Художник: Евгения Забровская
Художник: Евгения Забровская

Купив книжку, вы поддержите канал финансово, и не просто так. В ответ вы получите возможность прочитать сказки, которые на канале не публиковались.

Все большое спасибо. До встречи в Чёрном лесу.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц