Найти тему
REALIST

Почему мы воспринимаем реальность непрерывно?

Почему ты уверен, что реальность на самом деле непрерывна?
Почему ты уверен, что реальность на самом деле непрерывна?

Для машины любая реальность виртуальна, если реальность подменить - машины не заметят разницы. Думаете, у людей по-другому? Как бы не так. Мы не только подвержены обману, но ежеминутно являемся жертвами обмана нашего собственного мозга.

Понаблюдайте за движениями своих глаз. Глаза постоянно перескакивают с одного места на другое, особенно когда вы едете на автомобиле, и особенно когда за рулём - вы одновременно в состоянии отслеживать десятки движущихся объектов, а ваш мозг мгновенно обрабатывает эту информацию, мгновенно выделяет важное и принимает соответствующее решение. Нам уже давно известно, что создать искусственную реальность для мозга - не проблема, на этом основана вся киноиндустрия: кадры сменяются с частотой 24 кадра в секунду (иногда 30, иногда 60), но несмотря на то, что мы по сути видим просто череду разных изображений, мы воспринимаем эту искусственную реальность непрерывно.

Последовательные кадры киноплёнки на самом деле не дают непрерывного изображения
Последовательные кадры киноплёнки на самом деле не дают непрерывного изображения

Возможность просмотра кино в виде непрерывной реальности основана на одной особенности нашего мозга - слегка задерживать изображение в памяти - ранее считалось, что за это ответственна сетчатка глаза, но как же мы воспринимаем непрерывно окружающую нас реальность, когда наш взгляд скачет по ней и постоянно даёт разную картинку? За последнее время нейробиология сделала огромный рывок в своём развитии и дала ответы на очень непростые вопросы.

Непрерывная обработка высококачественного изображения способна отнять огромные вычислительные ресурсы у компьютера, видеомонтажеры согласятся с этим, у них не бывает много дискового пространства для обработки видео. Несмотря на то, что наш мозг весит в разы меньше любого персонального компьютера - с задачами обработки изображения он справляется намного лучше (по крайней мере, мы так это ощущаем), и компьютеры еще не скоро смогут приблизиться по вычислительной мощности к человеческому мозгу. Почему картинка не становится размытой, как если бы мы снимали быстро движущейся камерой? Как наш мозг справляется с этими задачами? Оказывается, у него есть интересные лайфхаки.

Это Альберт Эйнштейн, несомненно? Попробуйте максимально расслабить глаза и посмотреть на это изображение с некоторого расстояния. Если это всё еще Эйнштейн, попытайтесь максимально прищурить глаза... Результаты вас сильно удивят, напишите в комментариях, кого вы увидели слева, а кого - справа.
Это Альберт Эйнштейн, несомненно? Попробуйте максимально расслабить глаза и посмотреть на это изображение с некоторого расстояния. Если это всё еще Эйнштейн, попытайтесь максимально прищурить глаза... Результаты вас сильно удивят, напишите в комментариях, кого вы увидели слева, а кого - справа.

Наш мозг создаёт нам иллюзию стабильности изображения не только при просмотре кино, но и при движении наших глаз. Этот механизм еще до конца не изучен, но принцип его действия раскрыт: мозг не сохраняет все изображения подряд, а сохраняет только первое и последнее изображение, которое мы видим при переносе взгляда с одного объекта на другой. До и после переноса взгляда мозг нам дорисовывает реальность - и дорисовывает весьма приблизительно, ведь мы не можем точно вспомнить все мелкие нюансы, каждую точку, каждый пиксель. Несмотря на кажущуюся сложность процесса (надо же потратить некие ресурсы на дорисовывание реальности) - процесс на самом деле сильно облегчает мозгу обработку данных, приходящих от зрительных нервов.

Сравним работу мозга по этой схеме с аналогичной работой компьютера по обработке изображения. Представьте, если бы в кинофильме вы видели только первый и последний кадр сцены в качестве 4к, а всё что между ними - схематично и в виде текста. Допустим, сцена в фильме длится 30 секунд - за это время вы могли бы увидеть 30х24=720 кадров, каждый весом около 5 мегабайт. Вам бы потребовалось 5х720=3600 мегабайт памяти для сохранения и понимания этой сцены. А в случае сохранения первого и последнего кадра - 10 мегабайт, и еще несколько килобайт на описание схемы происходящего в виде текста. Экономия памяти в 360 раз! Для мозга же эта экономия в тысячи раз, так как глаз даёт нам картинку куда большего разрешения, чем 4к.

На самом деле, здесь нет Ван Гога. Ван Гога тут придумал твой мозг
На самом деле, здесь нет Ван Гога. Ван Гога тут придумал твой мозг

Еще один интересный лайфхак, который использует наш мозг - так называемый хромо-стазис. Чтобы избежать размытия изображения, наша визуальная система нас обманывает, продлевая длительность последней сохранённой картинки в тот момент, когда мы двигаем взгляд. Мгновение ока длится не более 0,25 секунды и в это время наши глаза полностью закрыты веками, но изображение НЕ ПРЕРЫВАЕТСЯ! На самом деле прерывается, но мы этого не замечаем из-за хромо-стазиса, когда мозг нам как бы виртуально останавливает непрерывное течение времени, чтобы связать момент картинки "до моргания" и "после" как две части одной сюжетной линии. Причем, длительность хромо-стазиса может достигать и половины секунды, так что резервы в этом плане у нашего мозга имеются. Ощутить эффект хромо-стазиса можно самостоятельно, глядя на часы с секундной стрелкой, где эта стрелка движется прерывисто. Если вы начнете вглядываться в секундную стрелку - вам начнет казаться, что она задерживается на месте дольше обычного, хотя на самом деле это не так.

Но самый поразительный момент - оказывается, мозг моделирует реальность еще ДО ЕЁ ВОСПРИЯТИЯ. Думаете нет? Вспомните свои сны. Это ничто иное, как моделирование реальности. Которую во сне вы не могли отличить от настоящей. А настоящую реальность мозг на самом деле плохо помнит. Схематично так. Хотите проверить? Попробуйте по памяти нарисовать свою машину - она вам отлично знакома, не так ли? Вы удивитесь, что в точности по памяти вы её нарисовать не сможете, хотя казалось бы что там сложного - четыре колеса, кузов, стёкла, капот, багажник, цвет, зеркала... Но на самом деле картинка содержала в разы больше информации! Мозг намеренно упрощает нам такие изображения до минимума, и по сути всё что имеет четыре колеса и какой-никакой кузов - мы воспринимаем как машину. Мозг дорисовывает нам даже существующую непрерывно воспринимаемую реальность, чтобы мы могли опознать этот объект как машину...

Это моя машина, нарисованная по памяти. У вас получится нечто похожее, я уверен)
Это моя машина, нарисованная по памяти. У вас получится нечто похожее, я уверен)

Когда же нам требуется найти свою машину среди сотен других на стоянке - мозг отсылает нас в прошлое, опять же примерно и схематично воспроизводя картинку, в каком ряду и на каком месте мы свою машину оставили. Физиологический эффект замены текущего времени на прошлое наш мозг производит постоянно - вы не замечаете замену главного актёра в фильме на дублёра, например. Хотя при внимательном покадровом просмотре несомненно, увидите разницу.

А в фильме вы и не задумывались, что Джонни Деппа кто-то мог дублировать...
А в фильме вы и не задумывались, что Джонни Деппа кто-то мог дублировать...

Основные заметные черты актёра и дублёра очень похожи, хотя не являются одинаковыми - одинаковых вещей в природе практически нет... И только при покадровом воспроизведении вы сможете понять, что обманул вас не режиссёр и не оператор, а ваш собственный мозг. Помнится, по сети гуляло одно короткое видео с танцующими людьми, и при первом просмотре НИКТО не заметил в нём танцующую гориллу! Почему? Теперь вы знаете)

То, что мы воспринимаем как "весь мир" - является всего лишь одним процентом всего мира...
То, что мы воспринимаем как "весь мир" - является всего лишь одним процентом всего мира...

А еще... мы воспринимаем всего около 1 процента от всего существующего излучения. И этот процент мы называем видимым светом. Видимый свет - это всего лишь колебания электромагнитной волны длиной от 350 до 750 нанометров. Представьте, если бы мы могли воспринимать всё? Радуга была бы намного пестрее, но никаких объёмов памяти никогда бы не хватило для непрерывной обработки такого изображения. Видимо, остальную реальность нам воспринимать не требуется.

Самосознание
0