Достаём двойные листочки, тема урока — тестовые задания. К доске пойдёт… Данил Столетов, руководитель отдела рекламы Зарплаты.ру. Он расскажет о тестовых заданиях сразу с двух сторон: как соискатель и как работодатель. Спойлер — в статье будут неочевидные идеи и лайфхаки.
Кому и зачем нужны тестовые задания
Как руководитель, я считаю, что этот инструмент имеет смысл в двух случаях:
- Ваша вакансия жёстко привязана к hard skills (конкретным практическим умениям), с помощью тестового задания вы проверяете базовые навыки.
- Найм идёт массово (много претендентов на одно место).
Здесь тестовые задания действительно послужат фильтром и сэкономят время при отборе кандидатов.
В других ситуациях, на мой взгляд, этот приём не особо эффективен и даже вреден. Особенно если все тестовые сделаны «под копирку». Что они могут рассказать о человеке, кроме того, что отклик на вакансию был неслучайным? Здесь я выступаю за индивидуальный подход. Уточню: речь идёт только о моей профессиональной нише.
«Часто гораздо проще поговорить с кандидатом на личном интервью, попросить показать вам результаты его прошлой работы и обсудить их. А заодно дать пару задачек прямо на собеседовании. Так вы сможете понять, насколько гибко мыслит человек, почувствовать его динамику и прогресс, увидеть, как он реагирует в стрессовой ситуации».
Как создаются тестовые задания, если они все-таки необходимы
Есть три варианта:
- Реальный, уже завершённый, кейс (рабочая ситуация, с которой компания успешно справилась).
- Придуманная типичная задача (исходим из требований к должности).
- Реальный кейс с «открытым финалом» (есть вводные, но нет ответа, то есть ситуация происходит прямо сейчас).
Первый случай удобнее для оценки — ведь компания уже знает, какие решения были использованы на практике, к какому результату привели.
Во втором случае вам нужно очень глубоко разбираться в предмете и потратить некоторое количество своего времени. Так как зачастую придумать задачку сложнее, чем решить её.
Третий вариант самый интересный — так можно увидеть, на что кандидат обращает внимание в первую очередь, а также как он будет действовать в реальной обстановке. Кроме того, вы сможете получить свежий взгляд на актуальную задачу компании.
Как кандидату относиться к тестовым заданиям
Как бывший соискатель, скажу: не нужно бояться тестовых заданий. Это не «бесплатная работа», а прекрасная возможность проявить себя, выделиться среди конкурентов на должность и потренировать мозги.
«Работодатель оценивает не только правильность ответов, но и ваш подход к решению. Если же вам кажется, что задание не до конца объективно показывает ваши навыки, вы всегда можете сказать об этом напрямую».
Приведу два случая из своей практики:
- Один из кандидатов прислал мне выполненное тестовое с замечаниями к заданиям и предложил свой вариант, который лучше раскрывал бы навыки соискателя. Нужно ли говорить, что мы тут же взяли этого человека к себе?
- Кандидат уже в резюме прислал тестовое задание, которое он делал для другой компании (никакой конфиденциальной информации там не было, профессиональная этика не нарушалась). И нам не пришлось предлагать человеку свои задачки, всё было уже понятно. Крутой лайфхак, берите на заметку.
Помните: тестовое задание — не ЕГЭ, где от вас ждут единственно верного ответа. Скажу больше, многие задачи специально построены так, что 100% правильного ответа не существует. Если, конечно, речь не о hard skills / базовых навыках.
Личный опыт тестовых заданий
Например, мой путь к Зарплате.ру был долог и тернист. Ещё никогда в своей практике я не проходил тестовые задания с таким энтузиазмом. Перед первым собеседованием меня попросили описать наработанный опыт и кейсы (как победы, так и поражения) в качестве первого тестового задания. Это стандартная практика, чтобы лучше понять кандидата и не тратить много времени, если он не подходит. Затем пригласили на первое собеседование.
«На собеседовании мне дали понять, что сомневаются в моей кандидатуре, и сразу предложили второе тестовое задание — сделать аудит рекламной кампании, описать проблемные места и ошибки, а также предложить свои идеи по улучшению ситуации. Срок выполнения: неделя».
Я сидел и думал: «Стоит ли браться?» Ведь у меня на руках в тот момент уже был оффер из классной московской компании. Можно было просто вежливо попрощаться и разойтись. Но у меня возник чисто спортивный интерес: «А справлюсь ли?». Да и времени свободного хватало. Приступил к выполнению и подготовил аудит на 30 страниц — с графиками, цифрами, аналитикой и предложениями по исправлению ошибок.
Результат не заставил себя долго ждать, и меня пригласили на второе собеседование, обсудили итоги тестового задания. Очередной барьер марафона был взят, но этого оказалось недостаточно. Поэтому меня позвали на третье собеседование со специально приглашённым консультантом-экспертом.
Угадайте, чем закончился этот этап? Да. Ещё одним тестовым заданием.
«Вся эта ситуация стала для меня уже делом принципа, и я согласился на третье тестовое задание. Оно также заняло примерно неделю».
Как вы понимаете, к этому моменту я уже был на пике азарта. Заманчивые московские перспективы померкли перед таким челленджем! Четвертое собеседование проходило в присутствии генерального директора Зарплаты.ру. Моя целеустремлённость произвела на него впечатление. Директор сказал, что такого настойчивого человека стоит взять в команду. Так я получил оффер и оказался в Зарплате.ру 2 года назад.
Мой совет соискателям:
Радуйтесь тестовым заданиям и используйте их как шанс показать себя с лучшей стороны. А если что-то пошло не так, запросите обратную связь и проработайте отстающие моменты в своих навыках. В конце концов, если вы с треском провалили задание, может быть, для желаемой должности и правда нужно «прокачаться»?
Мой совет работодателям:
Не атакуйте всех без разбора однотипными тестовыми заданиями. Определитесь, что именно вы хотите проверить, и только после этого подбирайте задачи. Глупо просить старшего программиста написать «Привет, мир!», а у главного редактора спрашивать, почему в этой фразе нужна запятая.
Данил, спасибо за такую подробную статью, за свежие мысли и решения. Надеемся, что читателям этот материал будет полезен. А если вы прямо сейчас ищете работу в сфере маркетинга и рекламы — добро пожаловать в нашу базу вакансий: 1905 актуальных объявлений на момент создания этого текста.
Подписывайтесь на канал и знакомьтесь с новыми героями интересных историй о трудоустройстве!