Найти в Дзене

Критика мнения: проблемы суждений в видео “Как Assassins Creed не спасла Нотр-Дам” от TVG

На канале TVG вышел перевод видео от Polygon с небольшими авторскими правками. В вариации видео от TVG предъявляется претензия Assassin’s Creed Unity в том, что она ничем не может помочь в реставрации Собора Парижской Богоматери после пожара, потому что собор в игре уж очень далек от исторической точности и вообще имеет ценность только как эстетическое наслаждение в рамках видеоигры.

Разбираемся, почему такая позиция неверна, и почему она унижает вклад Assassin’s Creed в общемировую культуру.

Собор Парижской Богоматери в игре Assassin’s Creed Unity
Собор Парижской Богоматери в игре Assassin’s Creed Unity

В начале видео происходит путаница между терминами “реконструкция” и “реставрация”.
Реставрация - это комплекс мероприятий, цель которых предотвратить дальнейшее разрушение объекта и восстановление недостающих частей.
А реконструкция - это попытка воссоздать исторический облик архитектурного сооружения, военных действий, быта, костюма.
Она может быть разной, например, макет Афинского Акрополя в музее - это реконструкция.

Важным фактором реконструкции является максимальное приближение к исторической действительности, полную историчность в наши дни сделать уже в принципе невозможно. Например, при реконструкции военных действий существуют современные условности - многоэтажные панельки на фоне или мобильный телефон в кармане гусара, но эти факторы не отрицают историчность и аутентичность реконструкции, так как в данном случае важен сам процесс и имитация военного сражения. Так что, Нотр-Дам в игре - это реконструкция.

Собор Парижской Богоматери в игре Assassin’s Creed Unity
Собор Парижской Богоматери в игре Assassin’s Creed Unity

При переносе архитектурного сооружения в игру всегда есть ряд необходимых адаптаций, которые ни в коей мере не отрицают аутентичность здания.

Во-первых, адаптация под геймплей. В видео приведены настолько минимальные адаптации (канаты под потолком собора, открывающиеся витражи, сено в соборе для мягкого приземления с высоты), что указывать их в качестве факторов, влияющих на аутентичность, нельзя. Например, в Assassin’s Creed II разработчикам пришлось добавить лишний этаж зданиям 15 века , чтобы игрок мог свободно паркурить. Вот это уже существенная адаптация, но еще раз повторюсь, адаптация при реконструкции является нормальным процессом, главное, чтобы она была обоснованной и не выбивалась из исторического стиля здания.

Во-вторых, работа с декором здания. Упрощение деталей здания - это тоже процесс реконструкции. Например, те же макеты максимально упрощены. Все потому, что главная цель реконструкции архитектурного сооружения - сохранить его конструктивную основу, исторический стиль, то есть общий внешний облик. Поэтому декор здания в данном случае не играет большую роль, так как реконструируется не он сам, как отдельное произведение искусства (скульптура), а именно здание, и, соответственно, упрощение декора - вещь естественная. Главное здесь сохранить структуру декора и стиль, что и сделали художники Assassin’s Creed. В видео как раз приведены факторы, которые наоборот доказывают отличную работу Ubisoft по работе с декором при реконструкции собора - художники максимально сохранили стиль скульптуры Нотр-Дама, тематику, конструктивное расположение и тоже самое сделали и с витражами (сохранена конструкция розы и цветовые эффекты). Так что с точки зрения реконструкции архитектурного сооружения, такое упрощение декора, как в Assassin’s Creed Unity, не считается исторической неточностью.

А предъявлять Assassin’s Creed Unity претензию, что она не смогла помочь в реставрации реального Нотр-Дама, совершенно не целесообразно. Она и не должна была помочь, о чем, кстати, в выводе говорит автор оригинального видео от Polygon. Реставрации ничего не может помочь, кроме методов, созданных наукой реставрацией. Если бы посыл видео TVG заключался в том, что из-за того, что мало кто понимает процесс реставрации, в интернете вдруг решили, что Assassin’s Creed Unity может чем-то помочь, а на самом деле она и не должна ничем помогать, так как выполняет совершенно другую функцию - функцию реконструкции, то вопросов никаких бы и не было. Но так как в видео авторы рассматривают Assassin’s Creed с точки зрения источника для реставрации (а таковым она являться не может по своей природе), они тем самым унижают ее вклад в развитие реконструкции, ее культурную значимость, то есть значимость не исключительно в рамках видеоигр, а для культуры в целом. По факту в видео высказывается такая позиция, что внутриигровой собор всего лишь так, имитация, “эхо реальности”. Когда на самом деле, работа Ubisoft по реконструкции Собора Парижской Богоматери - это важный вклад в культуру, говорящий о том, что игры важны не только в рамках своего медиа.

Assassin’s Creed Unity
Assassin’s Creed Unity

Автор: Ирина Шедько — искусствовед, автор канала Паттерн Игрока.

#видео игры #assassins creed #архитектура #искусство #история видеоигр