Найти в Дзене
Pro Nastolki

НЕУСТРАШИМЫЕ / НОРМАНДИЯ VS. СЕВЕРНАЯ АФРИКА

Я уже давненько хотел написать эту фундаментальную статью-сравнение двух частей моей любимой дуэльной игры Неустрашимые. Откладывал до лучших времен, но, наверное, настало её время.

Относительно недавно на русском языке вышла Северная Африка - продолжение успешной серии дуэльных варгеймов Неустрашимые. Будучи фанатом Нормандии, естественно Африку я тоже не мог обойти стороной. Сегодня я не буду рассказывать о правилах игры, потому что глобально они не изменились. Зато хочу подробнее остановиться на различиях между двумя частями, потому что самый частый вопрос, который я встречал, - это "Какую из них посоветуете?" Надеюсь, данная статья поможет кому-нибудь сделать для себя выбор.

Все изменения в игре я условно разделил на 3 категории: глобальные (которые затрагивают общую концепцию игры), контентные (связаны с наполнением игры) и механические (ключевые изменения в правилах). Начнем по порядку от общего к частному.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

  • Масштаб событий

Самое очевидное изменение - это смена театра боевых действий с территории Франции на пустынные земли Северной Африки. И соответственно на смену противоборствующим в Европе немцам и американцам пришли итальянцы и британцы. Более того, масштаб сценариев изменился в пользу более камерных и локальных столкновений, так как в Африке каждый жетон - это отдельный солдат, а не целое отделение, как в Нормандии. То есть теперь вы командуете малочисленными боевыми группами, а не взводами, что обусловлено историческим бэкграундом, ведь британцы действительно вели в Африке точечную диверсионную войну малыми силами разведгруппы LRDG.

-2
  • Разнообразие сценариев

Африка заметно прибавила в креативности сценариев. В Нормандии все миссии сводились либо к занятию ключевых точек, либо к уничтожению войск соперника. В Африке же появляются новые цели, такие как эвакуация, уничтожение объектов или ликвидация конкретных офицеров противника. Подобные цели добавляют живости и реалистичности игре и способствуют более глубокому погружению в процесс.

-3
  • Рост динамики партий

Благодаря добавлению техники и изменению ряда правил (о них поговорим далее), партии стали проходить быстрее. Техника позволяет свободнее перемещаться по карте и эффективнее поражать цели. Были даже такие ситуации, что на поле не было ни одного пешего солдата, все сидели по машинам. Такая динамика вынуждает быстрее принимать решения и реагировать на происходящее на поле боя. Чаще появляется возможность устраивать дерзкие прорывы обороны. В таких условиях планирование стратегии очень отличается от того, что было в Нормандии, где зачастую были затяжные и вязкие противостояния, которые требуют иной тактики ведения боя. Кому-то это может понравиться, кому-то нет, но мне по душе, что игра дарит новый опыт.

-4

КОНТЕНТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

  • Добавление техники

В игре появляются различные джипы, грузовики и даже средний танк у итальянцев. В каждой машине помещается по три человека, каждый из которых выполняет конкретную функцию: рулит, прокладывает маршрут или стреляет из орудия. А танком в отличие от простых грузовиков так вообще может управлять лишь специально обученный экипаж в лице водителя, стрелка и механика. Соответственно в транспорте могут укрываться солдаты, поразить которых можно, пробив броню машины. А сама техника может выйти из строя, если нанести ей достаточно урона, и для починки понадобится только определенные юниты. В общем, техника - это однозначно лучшее нововведение, которое прям напрашивается в Нормандии, благо с новым дополнением это станет возможным.

-5
  • Новые виды юнитов

Конечно, в Африке остались стандартные юниты: стрелки, пулеметчики, снайперы и разведчики, но и добавилось много новых со своими уникальными способностями. Диверсант, который может прокрасться и подорвать какой-нибудь объект. Инженер, которого хлебом не корми, дай что-нибудь починить или взорвать. Стрелок ПТР, который с легкостью пробивает броню техники. У британцев появляются многофункциональные боевые сержанты, которые не прячутся в штабе, а ведут бой на передовой со своими братьями по оружию. У итальянцев есть целый экипаж танка во главе с командиром, о которых я уже упоминал. Также самолёт поддержки, который может как провести разведку с воздуха, так и накрыть противника авиаударом. В общем, разнообразия подвезли вагон с маленькой тележкой.

-6
  • Асимметрия сторон

В Нормандии стартовая асимметрия достигалась исключительно через разные наборы отрядов для отдельных сценариев. Но совокупно, что у немцев, что у американцев, в коробке были одни и те же виды войск. В Африке же состав британской колоды и итальянской отличается разительно. Для каждой из сторон придётся вырабатывать свою стратегию и учиться играть, ведь поначалу кажется, что британцы имба и противостоять им нереально. Но это суждение меняется буквально через несколько партий, когда понимаешь, как против них нужно действовать, и они уже не кажутся неуязвимыми.

-7

МЕХАНИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

  • Новое правило захвата местности

Одно из самых главных изменений в правилах, которое заметно повысило динамику партий. В Нормандии можно было захватить контроль на территории только стрелками и только, если на ней не было солдат противника. Из-за этого битвы зачастую приобретали вязкий, как болото, характер, потому что обе стороны стягивали все силы на ключевые позиции и рубились там до последнего выжившего, чтобы захватить контроль. Теперь же в Африке контроль можно захватывать не только стрелками (на это способны ещё и сержанты) и даже с противником на территории. Но вот перехватить контроль уже получится, только выбив соперника с тайла. Удачное, на мой взгляд, изменение правил, которое излишне не затягивает партии и добавляет ещё больший эффект гонки. По желанию его можно применять и в Нормандии, как мне кажется.

  • Новое правило выбывания юнитов

В Нормандии жетон отряда удалялся с поля, если были выбиты все его карты из текущей колоды игрока. Но этот отряд мог впоследствии вернуться на поле, если игрок добирал его карты себе в колоду из запаса. В Африке авторы ужесточили этот элемент. Теперь, если жетон убирается с поля, то вернуть его больше нельзя, даже если в запасе остались его карты. Это изменение вынуждает строже планировать пополнение своей колоды необходимыми картами, а также повышает ценность каждой боевой единицы на поле боя. Теперь нужно трижды подумать перед тем, как бросить кого-то на амбразуру, а точнее под гусеницы танка.

Вот, пожалуй, и все главные изменения, пришедшие в африканской части Неустрашимых. Я не могу сказать, какая из версий мне в итоге нравится больше, они обе прекрасны по-своему. Нормандия дарит более напряженные и накалённые, но более прямолинейные битвы на коротких дистанциях с плотным скоплением войск. Северная Африка же больше склонна к молниеносным операциям и быстрым тактическим противостояниям, что иногда даже не успеваешь опомниться, а миссия провалена.

-8

Очевидно, что Африку прокачали по сравнению с Нормандией, но это не делает первую часть плохой, они всё равно ощущаются по-разному. Новичкам лучше начать с Нормандии, чтобы разобраться в основах игры и набраться опыта на своих ошибках (а они точно будут в первых партиях). Хотя не скажешь, что Африка стала сильно сложнее, просто добавились правила эксплуатации транспорта и новых юнитов. Но я бы всё равно советовал начать с Нормандии, и если она вам зайдет, тогда переходить ко второй части.

Африка стала более разнообразной, стратегичной и асимметричной игрой. Наверняка, осознав это, авторы и выпустили дополнение "Подкрепление", чтобы добавить технику и прочие плюшки в Нормандию. Поэтому я очень жду на русском это дополнение, а также новую масштабную часть про Сталинград. Авторы обещают нечто эпичное!

Кто играл в обе части Неустрашимых? Какая версия понравилась больше и почему? Поделитесь своим мнением, будет очень интересно почитать.