Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Как выбрать фарфор на "вторичке", и не разочароваться.

Друзья, вы, наверное, заметили, что у меня в последнее время статьи выходят с регулярностью не две в неделю, а одна в неделю. Случилось сие из-за неожиданных (а так всегда и бывает) проблем со здоровьем. Как говориться, я над этим работаю, и если всё будет хорошо, буду радовать вас статьями почаще.

Сегодня будет обзорная статья на тему опасностей, которые поджидают покупателя при выборе фарфора. Полагаю, статья будет полезна как начинающим собирателям, так и просто людям, которые выбирают изделия из фарфора исходя из эмоциональных оценок: "нравится- не нравится".

Допустим, вам нужна просто кружка, чашка, бокал с ручкой, чтобы пить чай или кофе на работе. Тогда ваш путь прямиком приведёт вас к китайским поделкам девяностых-нулевых-десятых годов, которыми нынешний вторичный рынок переполнен. Они дёшевы и упакованы в красивые коробочки, считались недорогим, но милым подарком, который потом одариваемые не знали, куда деть. На вторичке они стоят, наверное, дешевле себестоимости. В таком случае долго размышлять вам не придётся: захОдите в любую интернет-барахолку, задаёте параметры внутреннего поиска и выбираете из того, что есть.

Пример - набор чайных пар. Мило и недорого. В данном случае продавец специально уточняет - ЗА ВСЁ. И вы уточняйте предварительно в переписке, потому что попадаются такие либо прожжённые торгаши, либо полнейшие неадекваты, которые ставят цену за сервиз, потом выясняется, что это он(а) имеет в виду цену за... одну чайную пару или за одну чашку, за одно блюдце и пр.
Пример - набор чайных пар. Мило и недорого. В данном случае продавец специально уточняет - ЗА ВСЁ. И вы уточняйте предварительно в переписке, потому что попадаются такие либо прожжённые торгаши, либо полнейшие неадекваты, которые ставят цену за сервиз, потом выясняется, что это он(а) имеет в виду цену за... одну чайную пару или за одну чашку, за одно блюдце и пр.

Выбирайте продавца, живущего от вас или вашей работы, или часто вами посещаемых мест неподалёку. Например, в таком гигаполисе, как Москва, ехать из конца в конец за кружкой, ценой рублей в сто-двести, и тратить при этом больше ста рублей и трёх часов на дорогу туда-обратно, просто абсурдно! Ещё абсурднее - заказывать подобную кружку аж из другого города: вам пересыл обойдётся дороже! Вот живой пример: буквально на днях у меня состоялся такой диалог (см. галерею ниже)...

По поводу Почты и различных расплодившихся за последнее время фирм по доставке. Я лично ещё ни разу не решился что-то приобрести через такое посредничество. Возможно, что и зря. Но эта опаска определяется, кроме всего прочего, спецификой материала. Во-первых, он бьющийся, во-вторых, может иметь скрытые "нюансы", которые на фото не видны, даже если продавец с вами абсолютно честен, и в третьих, как говорил коллега Мюллер из известнейшего в СССР сериала: "В наше время верить нельзя никому, подчас даже самому себе. Мне - можно!" Поэтому всегда ратую за личную встречу с продавцом.

Теперь - о проблемах качества (которые, кстати, могут быть не только с посудой из "вторых рук"!). Стандартно - это сколы\трещины.

Со сколами всё понятно: вы их можете обнаружить визуально и на ощупь. Кстати, на ощупь - далеко не всегда! Например, если скол образован на производстве, его не заметили (или посчитали несущественной мелочью) и залили глазурью, а потом ещё и расписали. Купить такой предмет вы купите, а вот с продажей могут выйти сложности, особенно, если предмет является элементом набора или сервиза! "Страдали" таким отношением к фарфору почти все предприятия СССР, иногда такие "традиции" выходили и за границы. Смотрим примеры в следующей галерее...

Трещины обнаружить труднее, даже если смотреть на просвет. Если изделие хорошо промыто и очищено, надо иметь очень зоркий глаз, чтобы найти трещину, даже заранее зная, что она там есть! Известно, что трещину можно обнаружить, проведя ложечкой (или даже деревянной палочкой) по окаёму чашки (и т.д.). "Хорошая" посуда "должна звенеть". Во-первых, не всякий продавец вам даст таким методом при нём проверять посуду, т.к. сам боится, что Вы можете посуду нечаянно разбить. Или разве что он продаёт вам откровенный хлам за копейки чохом, но тогда подобная проверка неуместна. Потом, не всегда вы встречаетесь в таком месте, где такую процедуру можно устроить. Иногда вы встречаетесь в метро или у метро (в Москве так часто договариваются), на остановке общественного транспорта, у торгового центра, на лавочке у подъезда, и т.д. Если вы будете стоя держать чашку за ручку в одной руке, а другой рукой палочкой\ложечкой проверять на звон, у вас вообще ничего не зазвенит. Чтобы чашка зазвенела, её прежде нужно установить на ровную твёрдую поверхность и убрать от неё руки, чтобы не было компенсации звука. Так что заранее предупредите продавца, что вы собираетесь таковую проверку вообще производить.

В любом случае: трещина или скол на предмете сразу понижает цену (от предмета "в идеале") минимум раза в три (а то и больше). Поэтому надо обязательно смотреть вещь, а не доверять продавцу под честное слово! И если продавец вам заранее сказал, что "всё в порядке", а на самом деле - далеко не в порядке, это точно повод для торга. А может быть и для того, чтобы повернуться и уйти. А уйти бывает трудно - вы уже потратили время и деньги на дорогу, вам жалко этих денег, изделие вроде бы и стоит недорого (с точки зрения "идеала"!!!) и пр. Поэтому заранее готовьте себя к тому, что результат может быть отрицательный, и Вы не получите того, чего хотели. Тогда Вам проще будет торговаться или просто уйти.

Допустим, вы покупаете сервиз, предположительно "в идеале", а по приезде опять выявляются "нюансы", вы должны понимать, что в таком случае вы приобретёте НЕПОЛНЫЙ СЕРВИЗ, и найти замену какой-нибудь крышечке со сколом для Вас обойдётся в несколько лет поиска, а сама крышечка может обойтись, этак, в треть цены от всего сервиза. НЕПОЛНЫЕ СЕРВИЗЫ стоят значительно дешевле сервизов "в идеале" - помните об этом! С другой стороны, такая ситуация открывает для Вас поле возможностей. Например, вы покупаете два одинаковых неполных сервиза, каждый - за треть стоимости, и получаете один полный сервиз "в идеале" плюс кучу дополнительных предметов, которые можно выставить на продажу (я, например, так делаю). Но в таком случае, вы должны быть уверены, что сервиз часто бывает в продаже! - иначе будете добирать (мучиться) годами.

Очень похожая проблема при покупке сервиза - сервиз оказывается не аутентичным, а подобранным. В лучшем случае вы рискуете приобрести сервиз, где предметы (пусть каждый из них "в идеале") будут с разными клеймами, а если говорить о сервизах СССР - и разными колерными оттенками (в ЛФЗ так часто случается с сервизом росписи "Золотые ромашки") или даже разными рисунками (имеется в виду ручная роспись; при общей стандартной структуре рисунка каждый художник-расписчик будет применять собственное смешение красок и делать собственные акценты в рисунке - в статьях, посвящённых различным росписям на форме "Стандарт" (Вербилки) это хорошо видно в галереях). Пример: у меня молодой человек приобрёл немецкий кофейный сервиз "Фрайбергер". Предварительно я оговорил, что сервиз - сборная солянка, клейма разные, на чашечках клейма отсутствуют. Попросил, чтобы он внимательно осмотрел все предметы, если что не так - у меня будет замена. Цена была достаточно низкой. При осмотре он нашёл чашку с трещинкой (!!!), которую я, формируя сервиз, не обнаружил, чем вогнал меня в краску (конечно, чашку тут же поменял). А вот клейма или их отсутствие покупателя совершенно не волновали - он сообщил, что сам не собиратель, а просто человек, интересующийся винтажными вещами советского времени. Разошлись, довольные друг другом.

Встречаются хитрости продавцов на грани мошенничества. В подобранном сервизе, который вам предъявляют, как аутентичный(!), оказываются предметы не просто с разными клеймами разных лет, но предметы похожей (или точно такой же) росписи, но от разных сервизов! Совсем сборная солянка. Если продавец вам об этих заменах не сообщает, то... делайте вывод. Примеры - в следующей галерее.

Ещё одна "классика жанра": неполная комплектация и замена частей предметов (в основном крышек). Если сервиз в полной комплектации имеет 24 предмета (ЛФЗ, фасон "Тюльпан") или 23 предмета (ЛФЗ, фасон "Весенний"), а продавец предлагает сервиз в 15 предметов (минимальная комплектация), то разница в цене должна быть достаточная, чтобы вы решились сервиз взять. Однако вы, может быть, и помните, что у кого-то в гостях вы восхитились этим сервизом, узнали , что стоит он немалых денег, конечно, сколько всего предметов в сервизе - не помните, а тут, на эмоциях... Так вот - лучше не надо "на эмоциях". Прежде расспросите, как называется сервиз (а у сервизов "серьёзных" фирм имеются одновременно два названия: название формы (фасона) и название росписи, поковыряйтесь в интернете, посчитайте предметы, сопоставьте уровни цен, и только потом принимайте решение.

Часто также встречается, что во время пользования бьются крышки, и тогда нечистоплотный продавец будем вам рассказывать, что (к примеру) сахарница так и была без крышки, "потому что она не сахарница, а конфетница" (а зачем конфетнице крышка?). Или заменит крышку на "аналог". Или будет уверять, что такой-то сервиз изначально рассчитан был на четыре (пять, три, две, одну) персоны, и так и приобретался... Вот пример моего ответа (несколько лет назад было дело) в личной переписке во ВКонтакте с человеком, которому понравился сервиз, он почти что принял решение, и всё-таки решил прежде посоветоваться со мной. На Авито сервиз продавец назвал "Полосатиком", фирму "Кахла," и сделал акцент на то, что сервиз в превосходном состоянии. Мой ответ приведён ниже.

В то время я с этой формой не сталкивался, поэтому допустил сомнения в аутентичности и крышки кофейника, а зря: у кофейника крышка "родная".
В то время я с этой формой не сталкивался, поэтому допустил сомнения в аутентичности и крышки кофейника, а зря: у кофейника крышка "родная".

Ещё один нюанс, который не касается собственно качества и комплектации сервизов. В Дулево в какой-то момент (на грани шестидесятых-семидесятых годов) решили, что расписывать крышки под каждый, в общем-то, ширпотребный сервиз, это накладно. И поэтому решили для сервизов без крытья (да и с крытьём бывало!) делать простые белые крышки под глазурью, если форма одинакова. С точки зрения эстетики такая замена - чистый регресс. Понятно, что ныне собиратели интересуются не этими поздними сервизами, а ранними, где крышки были расписаны в тон общей росписи. На одной из интернет-барахолок был представлен сервиз, который меня заинтересовал, но фото было единственным, и таким, что не разглядишь, есть на крышках роспись или нет. Продавец гордо написал, что крышки в таких сервизах не расписывались НИКОГДА (именно так - выделенным шрифтом). Пришлось прислать ему соответствующее фото. Дальше от него был просто поток мата, над которым я посмеялся (видно, задело "всезнайку")...

-6

Потёртость позолоты и потертость (сход) красочного слоя. Не буду углубляться в детали, но это брак, и сильный, который резко снижает впечатление как от посуды, так и от статуэтки (и любого иного изделия из фарфора), и должен учитываться в цене. Прошу читателей уточнить: нужна или не нужна к данному абзацу галерея?

Недолив глазури. Это минус, и большой. Хотя бы просто потому, что глазурь или её отсутствие - это совершенно разные поверхности, на которых даже одна и та же краска видимо будет различаться! Представляете себе цветную фотографию, где есть как глянцевая поверхность, так и матовая? Как-то я поначалу так попался, и приобрёл сервиз (дулёвский), где на всех блюдцах имелся такой брак. А я оговаривал лишь отсутствие сколов-трещин. Вместо того, чтобы прямо указать на брак продавцу и отказаться от покупки, взял за предварительно оговоренную цену. Грущу до сих пор.

Что касается статуэток, то чаще всего встречаются склейки (приклеена голова или рука), реставрации (т.е. рука разбилась, и приклеивать уже нечего, поэтому руку "достраивают" и расписывают в тон), стёртость позолоты и красочного слоя, сколы\трещины (сколы часто шлифуются до незаметности, поэтому перед покупкой стоит внимательно рассмотреть несколько одинаковых статуэток со всех сторон, запомнить все нюансы, и только потом идти на сделку), а также т.н. ПЕЧНЫЕ ТРЕЩИНЫ, образующиеся в печи при плохой циркуляции воздуха; они не имеют тенденции к росту, т.е. как бы запекаются со всех сторон, как разрезы на хлебной корочке, но бывают сквозными (т.е. расходятся в стороны и появляется реальная дыра), и часто тёмными по краям. Так что при покупке статуэток соблюдайте особую осторожность, и не ориентируйтесь на слишком низкую цену. Вообще, слишком низкая цена - это не только повод бросать все дела и бежать за покупкой, но и повод задуматься!

Откровенному мошенничеству при продаже фарфора будет посвящена отдельная статья. Надеюсь, я вас не слишком запугал?

Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.