Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

«Бухта смерти», фильм 1991 года, слегка нелепая экранизация Д. Х. Чейза

Известного автора детективов в нашей стране экранизировали в целом пять раз, если не ошибаюсь. Самый популярный фильм, это, пожалуй, мало кто будет спорить - «Мираж», на второе место с большим отрывом можно поставить «Снайпера» с Николаем Еременко и Екатериной Стриженовой, а вот оставшиеся три экранизации уже не сказать, что на слуху.

«Бухта смерти» 1991 года, снятая по роману «There’s A Hippie On The Highway» (издавался у нас как: «Хиппи на дороге/шоссе», «Каменные джунгли», «Парик мертвеца», «Доминико» и еще несколько вариантов), выделяется среди этих трех фильмов некоторой нелепостью. Можно только догадываться почему сценарист и режиссер решили перенести действие истории из США конца 60-х, в позднесоветскую/постсоветскую эпоху. В некоторых отзывах читаю – из-за экономии, дескать, хотелось снять что-нибудь по сверхпопулярному Чейзу, а денег мало. Все же, наверное, нет.

Был Гарри - стал Юра.
Был Гарри - стал Юра.

Сдается мне, просто решили посидеть на двух стульях – одновременно и «по Чейзу» сделать, и волну поздне/постсоветского треша оседлать, добавив как всегда в те годы неуместной чернушки и обнаженки ни к селу, ни к городу. Снимали ведь у нас фильмы с развитием событий «за рубежом, а тут проект даже не костюмный, а чисто «городской» - современный, немного фантазии и мастерства декораторов/реквизитчиков – все бы получилось, если бы хотели. А так – немного не очень, в итоге романы Чейза хоть и утратили былую популярность, но их читают, а вот чернуха не в чести теперь.

Итак, Гарри превратился в Юру, Ренди в Рому, Фернандо в Федю, Соло в Сашу (его ресторан «Доминико» в «Сулико»), Мей в Майю, а мужик по фамилии Карлос в … Карлосяна. Хм, а такая фамилия, в принципе, существует? Вообще к фильму хватает вопросов. Бывший десантник Юра (Олег Штефанко) едет в Крым отдохнуть и подзаработать. По дороге, в придорожном кафе он спасает от шайки каких-то хануриков развеселого цыгана-гитариста Ромку.

-2

Далее все почти по оригинальному сюжету, но коряво – Рома обещает устроить Юру спасателем на турбазу, где сам собирается петь, они бредут ночью по дороге и их подхватывает замаскированная дамочка с прицепом. Дамочка соглашается их подвезти, если они сами будут вести машину, а она отдохнет в прицепе-фургоне. На ближайшей стоянке, пока Юра с Ромой перекусывают, дамочка испаряется, а в фургоне обнаруживается тело неизвестного, погибшего явно, не своей смертью. Юра с Ромой бросают машину и появляются на турбазе с рестораном.

Вот тут-то и начинается ерунда. Кажется невероятным, что Юра не догадался моментально, что девушка в машине – это Нина-Нана. Это становится определенно ясным, вот сразу при первом просмотре фильма (черт, да это же именно та девка из машины, что вас подставила, парни!), когда Нина на турбазе начинает кричать на Юру. У актрисы, играющей Нину-Нану, своеобразная дикция и она легко узнается, даже в обычных обстоятельствах. А вот то, что Нину ночью на дороге не узнал Рома – странным мне отнюдь не показалось, после сцены на турбазе – эге, думаю, цыган-то засланный. Но внезапно оказалось, что Рома - самый честный парень, и это не узнавание женщины, у которой он работает выглядит и вовсе глупо. В самой повести этот нюанс тоже странноват.

-3

Далее – непонятно зачем преступники оставили в бардачке бумажку с кодом от камеры хранения (они, специально хотели, чтобы Юра ее нашел и сам вышел на сокровища?), кроме этого, еще одна бумажка с кодом есть на свалившемся парике убитого в фургоне. Хм, Нина не заметила, что этот парик валяется, пока ехала в фургоне? В оригинале Гарри и Ренди обнаруживают код на подкладке парика случайно (когда пытаются спрятать тело Лысого, боясь, что их самих ни за что привлекут), в бардачке его, конечно, и вовсе нет.

Еще Гарри и Ренди знают о существовании такой науки, как дактилоскопия и поэтому, избавляясь от машины с фургоном, тщательно стирают свои отпечатки пальцев. Юрик и Ромка этим не заморачиваются и просто сбегают в ночь, бросив машину на дороге – мы боимся милиции, но машину прятать не будем и оставим экспертам свои отпечатки пальцев, как-то маловато логики.

-4

Редкий плюс фильма в сравнении с оригиналом (должно же быть хоть что-нибудь) – значительно усилена «полицейская» линия, благодаря профессионализму Александра Сластина и Виктора Степанова, у последнего, правда, немного экранного времени. Капитан Анатолий Ленский Сластина не то чтобы совсем положительный герой – обычный служака, а вот оригинальный Том Лепски – неприятный мелочный типок, вечно ноющий о повышении и шельмуемый начальством. В результате Александр Сластин смещает акценты на своего персонажа, перетягивает одеяло, так сказать, он просто более интересен, чем главный герой Олега Штефанко – выглядящий туповатеньким Юриком-халтуриком. Фильм превращается из истории героя-одиночки в, отчасти, милицейский детектив.

-5

Вообще, перенос оригинального сюжета на отечественную почву, сомнителен еще и потому, что Чейз тот еще американист. То есть «реальности» и вовсе никакой. С другой стороны, кто же требует от авторов популярных детективов, чтобы они были обязательно бывшими криминальными репортерами или отставными сыщиками. Но все же, как минимум, надо бы быть уроженцем той страны, где разворачивается этот самый детектив.

Уж не знаю, можно ли было напасть на детектива в США конца 60-х, но в позднем СССР (впрочем, и сразу после падения СССР) лупасить капитана милиции и при толпе народа бросать его в воду… пожалуй, перебор. Да и подполковник как-то странно мягко реагирует на сообщение о том, что на его подчиненного напали какие-то мазурики. А хиппи правда так буянили в США в конце 60-х – жгли рестораны, нападали на дальнобойщиков и грабили реднеков? На основании работ настоящих американских авторов, можно сделать вывод, что это скорее реднеки прессовали бродяг.

-6

Зрителю трудновато понять к чему такая куча убийств. Ну, только если ради чернухи… Наутро, после «купания» Ленского, злодей Саша внезапно еще более спятил и уж совсем непонятно зачем убивает директора овощной базы - что это за персонаж, и чего от него хотел Саша, я так и не понял, как и того, почему солидного пожилого мужика все зовут «Сашей». Ах, да, в книге же его тоже зовут просто «Соло», ну, а у нас будет просто Саша. И за пять минут до появления милиции Саша топит честного цыгана Рому (возможно Рома остался жив), наверное, думая при этом: «ну, капитана же топил, Лысый, бомжи, плюс директор овощебазы, так что все равно мне «вышак».

-7

Финал в кучу – на фоне того, как Саша кричал Феде «Береги Нану!» и «Я жду вас 29-го вместе с Наной», только удивляешься с чего вдруг Федя бьет Нану наповал, прекрасно видя, что это она, а не Юра. У Чейза Фернандо ошибся – он вообще не видел в кого стрелял, хотя это тоже слабое звено сюжета – с чего стрелок решил, что первым из грота будет выплывать именно Гарри? И можно было бы спросить – с чего это Ленский «отпустил» Юру? В книге, кстати, это решение полицейских мотивировано, здесь же в фильме - нет.

Затрудняюсь сказать, какой же это все-таки фильм… Хорошим его не назовешь, но и совсем плохим тоже. Довольно нелепый, но не скучный, пересмотреть раз в пятилетку можно. Подкупает, в частности, прекрасными крымскими видами и есть неплохая песня.