Пленэр на Яузе
В новенький кооператив в облицованной плиткой девятиэтажке на Лазоревом проезде художник «Союзмульфильма» Светозар Кузьмич Русаков с женой Ириной Павловной, тоже художницей, и дочкой-старшеклассницей - тоже Ирой, въехали в 1970 году, когда на экраны уже вышли первые выпуски мультфильма «Ну, погоди».
- Внизу, ближе к Яузе, стояла деревня – яблоневые сады, огороды, пели петухи, паслись коровы, а в сторону Леонова, где сейчас стоит жилой комплекс, были поля цветов, - вспоминает дочь художника Ирина Светозаровна Русакова. - Отец все это обожал, ходил на этюды, рисовал луга, Яузу, церковь. Да и сам этот дом он выбрал, скорее всего, из-за расположения: Москва, но столько зелени, что вроде уже и не Москва. Отец очень любил пейзажную живопись, хотел устроить выставку, где не было бы ни одного рисунка к «Ну, погоди!», даже название придумал - «Помимо». Но это не удалось, у него при жизни вообще не было ни одной выставки, он не умел просить, договариваться с нужными людьми.
Переехали с Трифоновской
Вместе с мебелью и книгами - до этого Русаковы жили в коммуналке в деревянном доме на Трифоновской, напротив того места, где сейчас стоит Армянский храм - на новую квартиру в Свиблове переехали папки и коробки с рисунками.
- Он рисовал постоянно. С середины 60-х все время - и на работе, и дома - уходило на Волка и Зайца. Отец работал за письменным столом перед окном в сад – детский парк на месте бывшего Лазаревского кладбища.
«Джентльмен, куда лезешь?»
Всего «Ну, погоди!» Русаков посвятил 16 лет жизни, он был художником-поставновщиком всех серий, которые вышли при жизни всех создателей мультфильма. Сама история Волка уходит корнями в военные годы.
- Это было в Новосибирске, где они жили в эвакуации. Как-то в очереди за продуктами отец - в 16 лет он был хотя и худой, но очень высокий - взял за шиворот хамоватого парня, который пробирался вперед, всех расталкивая: «Эй, джентльмен, куда лезешь?» Тот начал махать руками «Ты что обзываешься, какой я тебе джентльмен»! Этот типаж врезался отцу в память, а много лет спустя воплотился в хулиганистого персонажа, который все время попадает впросак, обставляемый шустрым и находчивым Зайцем.
Светозарный Май
Имя Светозар дала будущему художнику бабушка. Но не сразу, а когда мальчик уже подрос.
- При рождении его отец, Кузьма Федотович Русаков, профессиональный революционер, который провел больше десяти лет в царских тюрьмах и на каторге, назвал сына еще более необычно: Май. Редкое имя доставляло много неудобств – ребята дразнили, взрослые переспрашивали. Тут и подоспела бабушка со Светозаром. Тоже в святцах нет, но имя хорошее – как теплом и светом озаряет.
«Берегсь, покусаю!»
С начала 20-х годов Русаковы жили на Сретенском бульваре, в знаменитом доме с башнями и часами страхового общества «Россiя». После занятий в обычной школе Светозар ходил в художественную.
- Разбирая архив отца, я нашла его детские рисунки, он рисовал на уроках, прямо в тетрадках, это сказочные герои, рыцари, великаны, короли, принцессы.
На одном из разворотов – большой парусный корабль, который пираты взяли на абордаж, и подпись «Берегись, покусаю!» - в которой – при желании - можно услышать прообраз будущего «Ну, погоди!»
Воевал в пехоте
- Первые два года войны отец работал в «Окнах ТАСС», которые тоже были эвакуированы в Новосибирск, рисовал карикатуры, писал тексты. В 1943 году его призвали, он служил сначала в пехоте, потом в артиллерийской разведке, дошел до Вены, был ранен.
Демобилизовавшись, Светозар поступил в художественно-промышленное училище, тоже в Марьиной роще, на Стрелецкой.
- Там они и познакомились с мамой, ему был 21 год, ей 16 лет.
Окончив с отличием училще, Светозар продолжил учиться на художественном факультете ВГИКа, где тоже получил красный диплом.
Розовые в цветочек
- В начале 60-х бабушка, папина мама, по-прежнему жила на Сретенском бульваре, - рассказывает дочь художника.- В коммуналке, но комнаты были огромные, у них - 38 метров. Папа ходил туда, чтобы поработать, на Трифоновской отдельной комнаты у него не было.
Один из соседей работал дипкурьером, ездил за границу и иногда привозил подарки. Однажды, в начале 60-х, вернувшись из очередной командировки, он вручил бабушке банку растворимого кофе и шариковую ручку, а Светозару - розовые трусы в крупный цветок. Волк в первой серии щеголяет именно в таких.
Мастерская на Осташковской
Светозар Кузьмич был членом Союза художников и членом Союза кинематографистов, в 1988 году каждому из создателей «Ну, погоди !» дали Государственную премию.
- По всем параметрам отцу полагалась мастерская, но ее у него никогда не было. В конце жизни ему выделили помещение в Медведкове, на Осташковской улице, 26. Его последние работы - пейзажи, портреты, рисунки на религиозные темы - были созданы именно здесь.