На днях информационные агентства облетела новость: на юге столицы горит ЖК бизнес-класса «Зиларт». Конечно, вскоре последовало опровержение – пресс-служба застройщика заявила, что во всем виноваты… конкуренты. Кто они, для чего им это и как часто распространяются фейки о застройщиках – попытался разобраться CUD.NEWS.
Так был ли пожар?
Справедливости ради заметим: пожар в «Зиларте» на самом деле был. Но – совсем не существенный. Всего-то загорелась гидроизоляция, которую потушили за пару минут – даже пожарные прибыть не успели. Но то, что началось в интернете, было похоже на настоящую травлю. В Телеграм-каналах, якобы, очевидцы стали выкладывать фото и видео клубов дыма, поднимающихся над новостройкой. Причем зачастую видео сопровождалась нелестными комментариями вроде того, что «Очередной проект застройщика «ЛСР» прогорел… Из мессенджеров и соцсетей сообщение о пожаре попало в ленты информационных агентств, а вскоре даже в выпуски федеральных новостей. Вот только, как оказалось, зря…
Почти все видео, попавшие в эфир, на самом деле были сняты три года назад. Тогда, в 2019-м, все в том же «Зиларте» пожар действительно был. Действительно было много дыма (хотя обошлось и без жертв и без серьезных последствий). Т.е. ЧП 2022-го года по сравнению со старым, и не ЧП вовсе…
Именно поэтому в пресс-службе «Группы ЛСР» искренне удивились, когда им пришлось все опровергать: «Посмотрите камеры видеонаблюдения, ведущим прямую трансляцию. На панорамах Москвы ничего нет! Мы не горим! А слухи о том, что все окутано дымом и что гарь ощущается в соседних районах – это слухи…»
На вопрос CUD.NEWS, кому они выгодны, представитель застройщика развел руками: «не пойман не вор». Но согласился с тем, что конкуренция на рынке была всегда, а в последнее время, когда покупательская способность резко рухнула, да и вообще с недвижимостью происходит непонятно что, конкуренция лишь будет усиливаться. И это очевидно, что всем топовым компаниям выгодно «топить» друг друга, вступая в битву за каждого потенциального клиента. Просто, во-первых, никто никогда в этом открыто не сознается, а, во-вторых, раньше, когда на рынке был штиль и покупателей на всех хватало, девелоперам было не до «войн», сейчас же следует ждать очередных «серий» компромата.
Кто заказал «Скандинавию»?
В последних числах апреля «под раздачу» попал застройщик «А101». Одновременно на десятках (если не сотнях) интернет-сайтах а в социальных сетях появилось видео, якобы, снятое на мобильный телефон москвичами, купившими квартиры в ЖК «Скандинавия». Они, заселившись в новенькие квартиры и начав делать ремонт, обнаружили сколы, отклонения, а в 17-м корпусе и вовсе плесень. Тут же появились эксперты, которые объяснили, что плесень завелась из-за экономии на стройматериалах и неправильно сделанной вентиляции, и теперь с ней ничего не сделать. Даже с учетом современных средств обработки вывести ее получится в лучшем случае не раньше, чем через три года, хотя известны случаи, когда плесень в панельных домах так и не смогли вывести за все время существования высоток…
Пресс-служба «А101» на официальные запросы не отвечает и с комментариями не спешит. Между тем журналисты, пишущие о недвижимости, выяснили два интересных момента. Во-первых, видео, якобы, снятое в «А101», на самом деле снято в другом ЖК. В каком-неизвестно, но того вида из окон, что появляется в некоторых кадрах, в 17-м корпусе «Скандинавии» попросту нет. А, во-вторых, многие обратили внимания, что посты, очерняющие ЖК «Скандинавия» появились практически в одно время (с разницей в несколько часов), при этом в сообщениях, якобы, написанных разными людьми, присутствуют одни и те же словесные обороты – они как будто выполнены под копирку. А для создания многих из них авторы зарегистрировали новые, ранее не использованные почтовые ящики.
«На «А101» явно был заказ, это видно невооруженным глазом, – уверен Иван Озерков, эксперт по SERM (управление репутацией) рекламного агентства «Адвертаг». – К сожалению, агентств, оказывающих подобные услуги по «очернению» довольно много, и берут они за свои услуги «копейки», по сравнению с тем, какой многомиллионный ущерб может быть нанесен репутации компании. Как правило, цель у подобных «заказов» – одна из двух. Или на самом деле повлиять на репутацию и продажи (причем заказчиком может выступать не обязательно конкурент, может быть какой-нибудь сотрудник, которого уволили и который хочет отомстить), или заработать мошенническим путем. Нередки случаи, когда некие киберпреступники присылают руководству компании требования перевести некую сумму на виртуальный кошелек, в противном случае угрожая «слить» в интернет компромат. Если такие требования не появляются – компромат льется рекой. Даже если он не настоящий, а сфабрикованный».
Все дело в сотруднике
Очень показателен случай с девелопером «Самолет», произошедший 16 марта 2022 года. Утром некоторые интернет-сайты сообщили, что дела у компании ну очень плохи, а потому руководство экстренно продумывает стресс-сценарий: как поступать, чтобы выжить. Якобы, решено сократить сеть офисов, сократить 50% рекламы и уволить больше тысячи человек персонала. Более того, массовые увольнения, будто бы, уже начались, и людей выпроваживают на улицу со скандалами и без выходных пособий.
Согласитесь, в свете нестабильности рынка новость – правдоподобная. В нее поверили. На бирже акции «Самолета» заметно пошатнулись, в теленовостях ведущие с прискорбием сообщили, что один из ведущих девелоперов, похоже, сдает позиции…
Даже уважаемый Телеграм-канал о недвижимости (не будем его называть – профессионалы рынка его и так знают), которые ведут «инсайдеры», отписался: «Похоже, «Самолет» – все». Новость даже дополнили: «… идут отказы от заявленных ранее программ, свертываются проекты, прекращена программа мебелировки квартир, идут сокращения…»
Но на этот раз пресс-служба «Самолета» отработала очень оперативно. Уже через несколько часов было распространено заявление о том, что все это – слухи. Ни один проект не закрыт, сокращений нет, количество рекламы не снижали…
А спустя еще несколько часов выяснилось, откуда у слухов «ноги растут». Оказалось, все дело в уволенном сотруднике. Несколькими днями ранее в одном из филиалов компании уволили менеджера. Он очень обиделся, и решил запустить «утку» про массовые увольнения. А для нагнетания страстей добавил свой пасквиль слухами о проблемах у компании. Вот такой «человеческий фактор». Кстати, до сих пор неясно – привлекут ли распространителя слухов по уголовной статье за клевету или простят. Скорее всего простят, ведь лишнее упоминание компании в негативном свете (а они непременно будут в СМИ в случае суда) – негативно скажутся на репутации и станут настоящим подарком для конкурентов.
Ликвидация или переименование
Впрочем, слухи в социальных сетях – «мелочи» по сравнению с тем, как в свое время «топили» компанию «ФСК». Говорят, в 2018-м году на нее поступил «заказ», в результате которого в течение нескольких дней почти все крупные и весьма уважаемые деловые издания опубликовали одинаковые по смыслу статьи о томи, что бизнес компании посыпался, как карточный домик. Якобы, ФСК погрязла в долгах, не может рассчитаться даже с рабочими на стройках, не говоря уж о закупке стройматериалов. Привлеченные эксперты комментируя статьи, указывали на то, что с руководящих постов компании уволились несколько человек, а это, мол, плохой знак. Указывали и на то, что больше тысячи дольщиков не могут получить квартиры в срок, а задержки строительства составляют около года. В теленовостях даже митинг показали, где дольщики требовали вернуть деньги или достроить их дома. Адвокаты заявили, что располагают данными о том, что компания подала документы на ликвидацию…
Вот только, по словам Владимира Воронина, основателя и мажоритарного акционера группы компаний «ФСК», митинг был полностью срежиссированным, и сняли его исключительно для того, чтобы выполнить чей-то заказ. А что касаемо документов, которые журналистам показывали адвокаты, к ликвидации компании они не имеют никакого отношения – в тот момент компания находилась в стадии переименования. Девелопер «ФСК Лидер» переименовывали в «ФСК». И, как показало время, на самом деле с застройщиком ничего не случилось – сегодня он в топе лидеров и все свои обязательства перед дольщиками выполнил.
Между тем, в свое время пресс-службе компании, дабы «обелить» свое имя, пришлось распространить такое сообщение: «Компания «ФСК» регулярно проходит все налоговые проверки и вся деятельность компании ведется строго в соответствии с действующим законодательством РФ. Не верьте конкурентам, верьте официальной информации на сайте компании – мы ничего не скрываем, вся информация доступна».
И ГК «ПИК» туда же
Конкурентные войны были всегда и от них никуда не деться. Именно поэтому нам остается лишь наблюдать за тем, какой компромат выливается на компании и не спешить верить во все небылицы. В любом случае, как гласит народная мудрость, время – лучший лекарь и лишь спустя какое-то время можно узнать всю правду…
Между тем, пока мы готовили эту статью, интернет наполнила новая волна компромата. На этот раз «под раздачу» попала группа компаний «ПИК». Пишут, что из-за большой закредитованности застройщик планирует объявить дефолт. Якобы, сейчас руководство «ПИК» экстренно выводит из оборота средства. Инсайдерский Телеграм-канал о недвижимости дословно написал: «деньги обналичивают и выводят всеми возможными способами, вплоть до того, что ежедневно наличные отгружаются 2-3 грузовыми машинами».
Верится в это, конечно, с трудом – но от самой компании по этому поводу никаких комментариев почему-то пока не последовало. Посчитали ненужным борьбу с конкурентами, или?.. В любом случае, поживем – узнаем…
Автор: Денис Лобков
© «Центр Градостроительного Развития» (CUD.NEWS)