В одной из недавних публикаций мы рассказывали о славной истории дизель-электрохода «Обь» - одного из двух первых кораблей, с которых начался отсчёт освоения Антарктиды Советским Союзом. А сегодня у нас дополнение к теме - ещё одна, на наш взгляд, интересная и важная деталь из истории антарктического первопроходца, прежде чем его разделали на металл.
Буквально на днях с нами связался архангелогородец Пётр Валентинович Веселов – истый любитель и редкий знаток истории отечественного мореплавания. Он то и сообщил нам любопытную информацию, заодно поделившись с нами своими фото.
В частности он поведал, что корпус знаменитого дизель-электрохода окончательно утилизировали на судоремонтном заводе в Лайском доке (Приморский район Архангельской области). А до этого для разделки на металл «Обь» прибуксировали от острова Колгуев в Баренцевом море на известный архангельский судоремонтный завод «Красная кузница». Здесь, к слову, Пётр Валентинович, и сделал свои снимки, которыми поделился. Скорее всего, так с «Обью» поступили, чтобы в Архангельске уменьшить осадку её корпуса перед буксировкой по Северной Двине в Лайский док.
Окончательные работы по утилизации знаменитого судна вёл уже коллектив судоремонтного завода, что в устье таёжной реки Лая. Здесь поступили, на наш взгляд, достойно: винт «Оби» сняли с гребного вала, очистили «от налёта морского времени», восстановили, а затем решили – быть ему на почётном месте в качестве памятника в посёлке судоремонтников.
Чем же так знаменито провинциальное предприятие, название которого, носит собственно, и рабочий посёлок, возникший на месте основания завода? Сухой док появился здесь благодаря стараниям русского предпринимателя Петра Ивановича Витта. Северное судоходство в конце XIX столетия бурно развивалось, а ремонтная база тогдашнего Архангельско-Мурманского срочного пароходства оставляла желать лучшего. Вот и решили в 1899 году в устье реки Лаи построить сухой док. Строили его восемь лет, чтобы 30 мая 1907-го ввести в строй.
Особая историческая примечательность – металлические ворота сухого дока, изготовленные в своё время по заказу Петра Витта голландскими умельцами. Их раздвижные ворота сдерживают напор двинской воды вот уже более столетия. К слову, и сам сухой док (его стены, днище-основание, насосы, подъездные пути, крановое хозяйство и вспомогательное оборудование) за свою долгую историю несколько раз проходил капитальный ремонт и модернизацию.
За время работы через док ещё с тех дореволюционных времён и по наше время прошли (причём, не один раз) подавляющее число торговых судов и буксиров Северного пароходства и других организаций Поморского Севера – тысячи флотских единиц – кораблей, судов, буксиров, земснарядов, лихтеров, барж и прочих плавсредств.
Особая история связывает тружеников Лайского дока со строительством первого советского научно-исследовательского судна «Персей». В двадцатых годах прошлого века именно здесь этот корабль достраивали и сдавали в эксплуатацию. Здесь же был восстановлен для советской России брошенный немцами на отмели сухогрузный пароход «Веерхавен», ставший затем «Красным Октябрём» (1923). Позже (1933) труженики Лайского дока ремонтировали и легендарный советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков».
Во время войны коллектив занимался боевыми кораблями Северного флота и Беломорской военной флотилии. В частности, труженики Лайского дока в крайне тяжёлых условиях подготовили для последующего восстановления корпус СКР-29 «Бриллиант», который потопила вражеская авиация в Йоканьге. Именно благодаря работам в сухом доке на реке Лае, сторожевик передали затем на капитально-восстановительный ремонт заводу № 402 в Молотовске.
Иными словами, Лайский док под Архангельском - предприятие хотя и небольшое, но история у него славная и примечательная. Идею установить в рабочем посёлке в качестве памятного знака гребной винт советского легендарного дизель-электрохода «Обь» - нужно признать заслуженной и похвальной.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.