«И говорил Господь Моисею по смерти двух сыновей Аарона, когда они, приступив пред лицо Господа, умерли» (Лев. 16:1).
В первом предложении главы приводится исторический контекст последующего откровения.
Стих 1. Бог дал эти законы по смерти двух сыновей Аарона. Речь идёт о Надаве и Авиуде, которых поразил Господь за то, что они приступили к Нему с «огнём чуждым» (10:1, 2). В Лев. 16:2 выясняется, что данные здесь законы предназначались (по крайней мере, частично) для того, чтобы не дать священникам совершить ошибку, подобную той, что совершили Надав и Авиуд, лишившиеся в результате жизни.
Логично, что Бог дал законы в это же время, чтобы предотвратить повторение того несчастья. Однако, если эти законы были даны сразу после события, записанного в главе 10, почему автор вернулся к исторической последовательности событий только после того, как были даны пять глав законов?
Ответить на этот вопрос можно по-разному, но важно понимать, что текст не говорит и даже не намекает, что законы в главах 11—15 были даны после событий главы 10. Поэтому нет никакой проблемы в том, чтобы предположить, что распределение автором материала следует логическому или психологическому плану, а не исторической последовательности событий.
Возможно, День очищения был кульминацией темы, обсуждавшейся в предыдущих пяти главах. Главы 11—15 посвящены очищению отдельных израильтян (и их имущества) от ритуальной нечистоты, а в главе 16 речь идёт об очищении народа в целом, и об избавлении от вины, возникшей в результате грехов народа. Возможно, правила, касавшиеся чистоты, были вставлены между главами 10 и 16 для того, чтобы подчеркнуть важность одного дня в году, когда весь Израиль мог очиститься и предстать пред Господом оправданным.
Предостережение не входить в святое святых (16:2)
«И сказал Господь Моисею: “Скажи Аарону, брату твоему, чтобы он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке”» (Лев. 16:2–10).
Божьи наставления начинаются с предварительного ознакомления с тем, что должно было происходить в описываемый Им день, с упором на жертвы, которые полагалось приносить в тот день.
Стих 2. Два сына Аарона только что были казнены, возможно частично из-за того, что вошли туда, куда им не следовало входить. «Они приступили пред лицо Господа и умерли» (16:1). Возможно, они не только принесли «огонь чуждый», но и вошли в святое святых. Было это или нет, но Аарона и священников после него нужно было предупредить, что войти в святое святых, где обитал Бог, без приглашения означало смерть! Священники как раз перед этим видели последствия игнорирования Божьих наставлений.
Если бы они в этом случае нарушили указания Бога, то, несомненно, за этим последовала бы смерть. Это бы произошло оттого, что они увидели бы Господа без разрешения, ибо над крышкою Он будет являться в облаке. Ведь ни один человек в своём обычном состоянии не может увидеть Бога и остаться в живых (Исх. 33:20; см. Ин. 1:18; 1 Тим. 6:13–16; 1 Ин. 4:12).
В тексте, представляющем буквальный перевод с еврейского, говорится, что Аарон должен был не во всякое время входить во святилище за завесу. Ясно, что этим «святилищем» было святое святых, где находился ковчег завета, накрытый «крышкой». Предложение построено таким образом, что читатель сразу понимает, что запрет входить в святое святых содержал в себе исключение. И действительно, далее в главе первосвященник получает разрешение входить туда один раз в году. Поэтому запрет, содержащийся в стихе 2, должен означать что-то вроде: «Ему запрещается входить во всякое время, когда ему вздумается, но он должен входить в день, выбранный Богом». Под «крышкой», о которой идёт речь в стихе 2, подразумевается золотая плита, размером два с половиной на полтора локтя, которая лежала сверху на ковчеге в святом святых в скинии. По концам крышки были два херувима (Исх. 25:17–21; 37:6–9). Так как Господь говорил с Моисеем, находясь между этими херувимами (Исх. 25:22; 30:6; Чис. 7:89), то иногда на крышку смотрели как на подножие или престол Бога (Пс. 98:1, 5; 131:7).
Значение еврейского слова каппорет, переведённого как «крышка», вызывает споры. Согласно одному предположению, оно происходит от слова, означающего «покрывать», и поэтому означает что-то вроде: «место, где покрываются грехи». Согласно другой точке зрения, оно происходит от слова, означающего «заглаживать» или «очищать» и, соответственно, означает «место очищения». В Септуагинте это еврейское слово переводится как хиластэрион, что означает «место примирения» или «умилостивление» (см. Рим. 3:25).
Подготовка к жертвоприношениям
«Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение. Священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает. Это священные одежды; и пусть омывает он тело своё водой и надевает их; и от общества сынов Израилевых пусть возьмёт двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение» (Лев. 16:3–5).
Предупредив Аарона о последствиях, если он войдёт в Божье присутствие (возможно, с целью произвести очищение), когда ему захочется, Господь начинает готовить его к Дню очищения, рассказав, что должно проходить ежегодно. В следующих далее нескольких стихах предварительно рассказывается о жертвах, которые надо будет приносить. Дальше эти приношения описываются более подробно.
Стихи 3–5. Наставления Господа начинаются с объявления о том, что Аарон (первосвященник) обязан был принести в жертву: тельца в жертву за грех и овна во всесожжение (16:3). Несомненно, он должен был заплатить за эту жертву лично. Закон ясно указывает, что первосвященник мог проводить очищение народа только после того, как очистится сам. В стихе 3 также говорится о месте, куда священник должен был входить: во святилище, святое место, и здесь, вероятно, имеется в виду не только святое место внутри шатра, но и вся окрестность скинии полностью.
Господь описывает одежду, в которую должен был быть одет первосвященник во время богослужения в День очищения. Это не была изысканная одежда первосвященника для торжественных случаев, описанная в другом месте Пятикнижия. Скорее, её можно было бы назвать «рабочей одеждой». Она была простой, чистой и функциональной: льняной хитон, нижнее платье льняное, льняной пояс и льняной кидар (16:4). Бог особо упоминает, что, прежде чем надеть эти одежды, первосвященник должен омыть тело своё — несомненно, для того, чтобы обеспечить его ритуальную чистоту. Хоть эта одежда и не была такой впечатляющей, как официальная одежда, тем не менее, это были священные одежды. Поэтому первосвященник мог надеть их по такому святому случаю.
Толкователи отмечают контраст между обычной одеждой первосвященника, которую надеть не постыдился бы и царь, и этим простым нарядом, который делал его больше похожим на слугу. Они предположили, что, поскольку он должен был явиться в присутствие Божье, то ему подобало предстать пред Господом в наряде слуги. Он должен был приближаться к Богу смиренно, без гордыни, прося прощения для себя и для народа.
Далее в тексте говорится, что и народ (а не только священник) должен был принести в жертву животных. Требовалось взять двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение (16:5).
Жертвоприношение
«И принесёт Аарон тельца в жертву за грех за себя и очистит себя и дом свой. И возьмёт двух козлов и поставит их пред лицом Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения. И приведёт Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесёт его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения» (Лев. 16:6–10).
Стихи 6–10. Господь даёт детальные инструкции относительно того, что должно было произойти во время жертвоприношений. Они состояли из пяти пунктов. Первый: первосвященник должен был принести тельца в жертву за грех за себя (16:6). Второй: необходимо было поставить двух козлов пред лицом Господним в скинии в жертву за грех народа (16:7). Третий: первосвященник должен был бросить жребии, чтобы определить, какой козёл будет для Господа, а какой для отпущения (16:8). Четвёртый: козла, который был для Господа, надо было принести в жертву за грех (16:9). Пятый: второго козла нужно было поставить живого пред Господом, а затем, совершив над ним очищение, отослать в пустыню для отпущения (16:10). Далее следуют дополнительные детали, касающиеся этих пунктов.
#хакнем_иудаизм #иудаизм #тора #ветхий завет #религиозные праздники #жертвоприношение #жертвоприношения #религия #левит #толкование библии