Найти тему

Компании "искры"

На вопрос нужен ли хорошему продукту качественный маркетинг может ответить компания Pebble Technology имевшая отличную концепцию умных часов, которая была намного больше, чем спортивный треккер.

Собрать 20 млн. долларов на Kickstarter и закрыться в том же году - самый яркий пример как бизнес может открыть практически любой человек, но не каждый способен развить его, а поддерживать сумеют единицы.

Компании удалось просуществовать всего пять лет. Оглядываясь назад владельцы сетуют на отсутствие понимания целевой аудитории, сбора обратной связи, концепции продукта, и даже каналов сбыта. При этом сама идея умных часов - на сегодняшний день реализована в разных вариантах и Xiaomi, и Apple, и другими брендами.

Могло ли что-то быть иначе?

Конечно, тут можно рассказать, что надо было на старте привлекать профессионалов как из маркетинга, так и из финансов, консалтинга в юридических и законодательных вопросах, то есть, нанимать серьезных специалистов или компанию полного цикла управления, и разрабатывать стратегию выхода на рынок... но это очевидно, и сказано уже много раз.

Поэтому сегодня хочу сделать акцент на управленческом кризисе, с которым сталкиваются многие собственники, независимо от возраста бизнеса.

Как ни странно, чаще всего развитию бизнеса мешает его собственник. Причин тому может быть много, от психологических и разных установок из детства до элементарного отсутствия бизнес-навыков. В некоторых случаях помогает привлечение локальных специалистов, которые могут помочь преодолеть стеклянный потолок, но не всегда.

Во-первых, решение обратиться за помощью собственник зачастую принимает, когда исправление ситуации требует таких инвестиций, которых у него лично и у его бизнеса попросту нет. В этот момент начинается поиск дешевых вариантов, желательно приносящих быстрый, а ещё лучше мгновенный результат. И таких предложений полно! Но, даже их авторы честно признаются, что у них нет задачи поднять прибыль или маржинальность бизнеса. Поэтому... мало какой из бизнесов доходит до следующего этапа - на котором перестаёт верить в «волшебные таблетки» то есть быстрые, дешевые и эффективные решения.

Умные часы Pebble
Умные часы Pebble

Во-вторых, даже обратившись к специалистам собственник может неосознанно, или осознанно, саботировать их рекомендации ввиду психологических или финансовых причин. Но, как правило, всё сводится к психологии. Наиболее распространённая проблема - синдром директора, который не готов начать учиться. Реже встречается вопрос уязвленного самолюбия: никто не может знать лучше, что хорошо для бизнеса, который выстроил я.

К сожалению, мало кто осознаёт, что в жизни здоровой компании наступает момент, когда она перерастает своего основателя и начинает жить собственной жизнью. Это нормальный и закономерный процесс. На этом этапе «тащить всё на себе» становится невозможно, приходится нанимать сторонних или внутренних специалистов и учиться доверять им. Преуспевают те, кто смог вырасти вместе со своим детищем, и отпустить его во "взрослую" жизнь. В противном случае, как вы видите из примера в начале поста никакие инвестиции не помогут.

Да пребудет с вами осознанный маркетинг, он же клиентотворящий.

Ирина Дудкина,

CEO IGPA Consult