На вопрос нужен ли хорошему продукту качественный маркетинг может ответить компания Pebble Technology имевшая отличную концепцию умных часов, которая была намного больше, чем спортивный треккер.
Собрать 20 млн. долларов на Kickstarter и закрыться в том же году - самый яркий пример как бизнес может открыть практически любой человек, но не каждый способен развить его, а поддерживать сумеют единицы.
Компании удалось просуществовать всего пять лет. Оглядываясь назад владельцы сетуют на отсутствие понимания целевой аудитории, сбора обратной связи, концепции продукта, и даже каналов сбыта. При этом сама идея умных часов - на сегодняшний день реализована в разных вариантах и Xiaomi, и Apple, и другими брендами.
Могло ли что-то быть иначе?
Конечно, тут можно рассказать, что надо было на старте привлекать профессионалов как из маркетинга, так и из финансов, консалтинга в юридических и законодательных вопросах, то есть, нанимать серьезных специалистов или компанию полного цикла управления, и разрабатывать стратегию выхода на рынок... но это очевидно, и сказано уже много раз.
Поэтому сегодня хочу сделать акцент на управленческом кризисе, с которым сталкиваются многие собственники, независимо от возраста бизнеса.
Как ни странно, чаще всего развитию бизнеса мешает его собственник. Причин тому может быть много, от психологических и разных установок из детства до элементарного отсутствия бизнес-навыков. В некоторых случаях помогает привлечение локальных специалистов, которые могут помочь преодолеть стеклянный потолок, но не всегда.
Во-первых, решение обратиться за помощью собственник зачастую принимает, когда исправление ситуации требует таких инвестиций, которых у него лично и у его бизнеса попросту нет. В этот момент начинается поиск дешевых вариантов, желательно приносящих быстрый, а ещё лучше мгновенный результат. И таких предложений полно! Но, даже их авторы честно признаются, что у них нет задачи поднять прибыль или маржинальность бизнеса. Поэтому... мало какой из бизнесов доходит до следующего этапа - на котором перестаёт верить в «волшебные таблетки» то есть быстрые, дешевые и эффективные решения.
Во-вторых, даже обратившись к специалистам собственник может неосознанно, или осознанно, саботировать их рекомендации ввиду психологических или финансовых причин. Но, как правило, всё сводится к психологии. Наиболее распространённая проблема - синдром директора, который не готов начать учиться. Реже встречается вопрос уязвленного самолюбия: никто не может знать лучше, что хорошо для бизнеса, который выстроил я.
К сожалению, мало кто осознаёт, что в жизни здоровой компании наступает момент, когда она перерастает своего основателя и начинает жить собственной жизнью. Это нормальный и закономерный процесс. На этом этапе «тащить всё на себе» становится невозможно, приходится нанимать сторонних или внутренних специалистов и учиться доверять им. Преуспевают те, кто смог вырасти вместе со своим детищем, и отпустить его во "взрослую" жизнь. В противном случае, как вы видите из примера в начале поста никакие инвестиции не помогут.
Да пребудет с вами осознанный маркетинг, он же клиентотворящий.
Ирина Дудкина,
CEO IGPA Consult