Найти в Дзене
PRO ТРАНСПОРТ

БКМ. От мелочи до гиганта. Как предприятие по починке троллейбусов смогло развиться?

Наверняка многие из вас видели данную эмблему, где бы вы не находились. И каждый знает, что это техника белорусского производства. Но не задумывались ли вы, чем предприятие занималось раньше? Давайте посмотрим.

В 1974 году было основано данное предприятие. И чем вы думали оно начало заниматься? Создавать собственную технику. Эм, к сожалению нет. Это была мастерская по ремонту троллейбусов ЗиУ. И всё было одинаково до 1994 года. Тогда БКМ и выпустил первый белорусский троллейбус АКСМ-101.

АКСМ-101
АКСМ-101

А двумя годами позже состоялся выпуск троллейбуса АКСМ-201

АКСМ-201
АКСМ-201

Кстати у Белкоммунмаша был тогда ещё один проект - троллейбус-гармошка под названием АКСМ-213. Ходило сие чудо по Минску, где их отстранили от эксплуатации, Кишенёву, где они ездят до сих пор, а также в Гомеле.

АКСМ-213. Всего по Минску ходило 4-5 таких троллейбусов.
АКСМ-213. Всего по Минску ходило 4-5 таких троллейбусов.

В 1999 году БКМ выпустил свой первый трамвай АКСМ-1М и троллейбус АКСМ-321 серии "Сябар".

Однако, АКСМ-1М модернизировали и получился серийный БКМ-60102, который выпускался до 2015.

АКСМ-60102 в Витебске в оригинальной минской окраске.
АКСМ-60102 в Витебске в оригинальной минской окраске.
АКСМ-321 "Сябар" в Москве.
АКСМ-321 "Сябар" в Москве.

И как говорится, куда же без гармошек :)

АКСМ-743 в Минске.
АКСМ-743 в Минске.

В том же году, Белкоммунмаш разработал ещё один сочленённый троллейбус БКМ-333, а в 2002 - первый сочленённый трамвай БКМ-743. И если с троллейбусом всё было хорошо, то с трамваем что-то пошло не так и БКМ-743 в массовое производство не пошёл. Была построена всего одна такая махина с бортовым номером 031, когда как троллейбусов было построено 146 штук разных модификаций. В том числе и с автономным ходом (АХ).

АКСМ-333 в Минске.
АКСМ-333 в Минске.

В 2007 Белкоммунмаш разработал первый троллейбус с автономным ходом до 20 километров - АКСМ-420 серии "Витовт"

АКСМ-420 в Минске.
АКСМ-420 в Минске.

В 2008 году пошло производство знакомых нам полунизкопольных трамваев БКМ-84300М. А уже в 2009 - БКМ-62103.

АКСМ-84300М в Минске.
АКСМ-84300М в Минске.
АКСМ-62103 в Витебске.
АКСМ-62103 в Витебске.

В 2014 и 2015 годах началось производство трамваев БКМ-802 и троллейбусов БКМ-321 серии "Сябар" с увеличенным АХ. А годом позже Белкоммунмаш начнёт новую эпоху.

АКСМ-802 в Новополоцке.
АКСМ-802 в Новополоцке.
АКСМ-321 в Санкт-Петрбурге.
АКСМ-321 в Санкт-Петрбурге.

И вот начался 2016 год. Для БКМ Холдинг он начался, как веха электробусов. Именно в 2016 начался выпуск электробусов Е490, Е420 и Е433, серии "Витовт". А уже в 2019 была разработана праворульная версия электробуса.

АКСМ- Е490.
АКСМ- Е490.
АКСМ-Е420.
АКСМ-Е420.
АКСМ-Е433.
АКСМ-Е433.

В том же 2019 началось производство троллейбусов БКМ-43300D.

АКСМ-43300 в Витебске.
АКСМ-43300 в Витебске.

В 2020 году предприятие начало серийное производство элетробусов Е321, серии "Ольгерд". А в 2021 разработали первый электрогрузовик Vitovt truck electro prime, а также трамваи БКМ-856 и БКМ-811, троллейбусы БКМ-321 и БКМ-333, серии "Ольгерд", а также первый сочленённый электробус белорусского производства - БКМ-Е333, серии "Ольгерд".

АКСМ-Е321 "Ольгерд" на выставке в Минске.
АКСМ-Е321 "Ольгерд" на выставке в Минске.
АКСМ-811.
АКСМ-811.
АКСМ-856.
АКСМ-856.
Первый белорусский электрогрузовик - Витовт Трак Электро Прайм.
Первый белорусский электрогрузовик - Витовт Трак Электро Прайм.

История Белкоммунмаша и его продукции очень даже интересна. И если раньше им доминировал в какой-то мере Завод им. Урицкого, то сейчас Белкоммунмаш составил бы ему добрую конкуренцию. А предприятию БКМ Холдинг я хочу пожелать дальнейших успехов и развития. А на этом всё, новый пост через 5 дней, всем удачи и всем до скорого :)

#belarus #троллейбус #беларусь #минск #bus #tram #трамвай #электробус #будущее