Мы часто бываем в любимом Царском Селе, часами гуляем по тенистым аллеям, любуемся не только величественными дворцами, павильонами, парковой скульптурой, но и менее заметными достопримечательностями.
В Екатерининском парке близ Большого пруда есть укромный уголок, где в тени деревьев «прячется» статуя «Молочница», получившая известность как «Царскосельская статуя», «Девушка с кувшином» или «Перетта». Она занимает особое место среди садово-парковой скульптуры Царского Села, так как была выполнена специально для Екатерининского парка.
«Босая девушка в античной тунике сидит на большом сером камне, поджав под себя ноги и опустив левую руку с зажатым в ней черепком от кувшина. Правая рука её подпирает склонённую голову, прядь волос падает ей на шею, левое плечо и грудь обнажены. Рядом с девушкой лежит разбитый кувшин, из которого непрерывной струёй вытекает родниковая вода...»
***
Осенний день. Источник. Клёны. Камень,
Усыпанный листвою алой густо,
Не тронутый суровыми веками.
Гляжу – и на душе светло и грустно.
Меня волнует строгое единство
Фантазии творца и грубой бронзы —
С кувшином девушка, скорбящая так дивно,
Чей стройный стан, как стебель свежей розы.
У ног листок пожухлый – призрак лета.
Склонилась, словно под тяжёлой ношей.
А слово Пушкина – источник света —
Не меркнет, красоту её умножив.
Анна Шидловская, «Царскосельская статуя».
Скульптуру для фонтана создал представитель русского классицизма, академик Императорской Академии художеств, скульптор Павел Петрович Соколов по проекту инженера и архитектора Августина Бетанкура.
Прекрасная статуя внесла особое очарование в этот уютный уголок парка, привлекла внимание художников и литераторов. Скульптура стала поэтическим символом Царскосельских садов.
***
…А дальше ряд душистых цветников,
Подстриженных акаций изгородки,
И мостики над зеркалом прудов,
А на прудах и лебеди, и лодки,
И в сумраке задумчивых кустов
Печальный лик склонившейся красотки.
Она грустит над звонкою струей,
Разбив кувшин, кувшин заветный свой.
Она грустит безмолвно много лет.
Из черепка звенит родник смиренный,
И скорбь ее воспел давно поэт,
И скрылся он, наш гений вдохновенный,
Другим певцам оставив бренный свет.
А из кувшина струйка влаги пенной
По-прежнему бежит не торопясь,
Храня с былым таинственную связь…
К.М. Фофанов. «Дума в Царском Селе» (отрывок), 1889 г.
Здесь красиво в любое время года: весной рядом с фонтаном распускается форзиция - "золотой дождь", в июне над статуей склоняется куст сирени, а осенью ее осыпают желтые листочки.
Главный садовник царскосельских парков Иоган Буш вписал #фонтан в романтический пейзаж. Гранитный постамент возвышается на открытом пространстве, вокруг которого растут деревья, они создают «удивительное ощущение чего-то величественного и вместе с тем таинственного».
Первоначально на месте фонтана находился родник. При Екатерине I к нему вела лестница из пудостского камня.
В 1808—1810 годах при благоустройстве участка садовый мастер Иоганн Буш и архитектор Луиджи Руска преобразовали склон между созданной ими Гранитной террасой и Большим прудом в виде зелёных уступов, по которым спускались дорожки.
Перед инженером Августином Бетанкуром была поставлена задача «у террасы, где проведена ключевая вода, отделать место сие в хорошем вкусе» — декорировать это пространство. Рельеф местности имеет понижение к Большому пруду, благодаря чему и действует родник.
Сначала модель статуи была изготовлена из алебастра. Фонтан был запущен в 1810 году, к столетию Царского Села, однако П.П. Соколов не успел к этому времени перевести скульптуру в бронзу. Отлита статуя из бронзы в мастерской Академии художеств и установлена в парке в 1816 году.
***
Что там вдали, меж кустов, над гранитным утесом мелькает,
Там, где серебряный ключ с тихим журчаньем бежит?
Нимфа ль долины в прохладе теней позабылась дремотой?
Ветви, раздайтесь скорей: дайте взглянуть на нее!
Ты ль предо мною, Перетта? Тебе изменила надежда,
И пред тобою лежит камнем пробитый сосуд.
Но молоко, пролиясь, превратилось в журчащий источник:
С ропотом льется за край, струйки в долину несет.
Снова здесь вижу тебя, животворный мой гений, Надежда!
Так из развалины благ бьет возрожденный твой ток!
М.Д. Деларю. «Статуя Перетты в Царскосельском саду», 1832 г.
В конце XIX века вокруг фонтана появилось ограждение в виде железного штакетника, который был обсажен невысокими зелеными насаждениями. В 1937 году ограждение было ликвидировано вместе с каменной тумбой, стоявшей в месте падения воды из кувшина.
Что же вдохновило на создание такого фонтана?
Современники предполагали, что скульптура создана по мотивам басни французского баснописца Жана де Лафонтена «Молочница и кувшин с молоком», который был любимым поэтом Александра I и Августина Бетанкура.
В басне молочница Перетта спешит на рынок, планируя на вырученные за молоко деньги купить цыплят, а затем, продав их, заняться разведением поросят, после чего, продав поросят, купить телят. В этот момент она разбивает кувшин с молоком. Присев рядом с разбитым кувшином, Перетта сожалеет о так и не исполнившихся мечтах, пытается придумать объяснения произошедшего для мужа.
Басня Жана Лафонтена «Молочница, или кувшин с молоком»:
Удобно и легко одета,
Кувшин на голову поставив с молоком,
В короткой юбке, чуть не босиком,
Спешила в город на базар Перетта.
Себя мечтой веселой окрыляя,
Молочница решила молодая,
Что будет поставщик на деньги тароват:
"Куплю тогда яиц и выведу цыплят,
У дома, во дворе, их выкормлю прекрасно,
Лисица к ним залезть попробует напрасно;
Я все обдумала хитро, умно и тонко;
Продав цыплят, куплю, конечно, поросенка,
Чтоб вырастить свинью, расходов будет грош,
Ведь поросенок мой и крупен, и хорош,
А денег за него я получу не мало.
Хотела бы я знать, что мне бы помешало
Не нагружать себе напрасно кошелька,
А выбрать в городе корову и бычка,
Мне будет за труды достойная награда
Смотреть, как прыгают они средь стада".
Тут прыгнула она сама так высоко,
Что, уронив кувшин, разлила молоко.
К нему прибавились и новые утраты:
Погиб бычок, свинья, корова и цыплята.
С отчаяньем, полна тоски,
Она глядит на черепки,
На молока погубленного лужу,
Боясь предстать разгневанному мужу.
Все это в басню вылилось потом
Под именем "Кувшина с молоком".
Кто думал только о делах насущных,
Не строя замков на земле воздушных?
Мечтателей везде и всюду тьма,
Одни по глупости, другие от ума.
Все грезят наяву; мечтать отрадно нам:
Нас сладостный обман возносит к небесам.
Мечтаньям нашим нет предела и конца:
Для нас все почести, все женские сердца!
Я в одиночестве, как все, мечтаю,
Храбрейшему я вызов посылаю,
В мечтах я уж король, народами любимый,
Все новые венцы беру, непобедимый, -
Доколе жизнь безжалостной рукой
Меня не пробудит, вернувши облик мой.
Перевод Б.В.Каховского
П.П. Соколов углубил содержание басни в своей скульптуре, вместо простой французской крестьянки перед нами совершенная античная #девушка в изящной позе, чей печально-задумчивый взор обращён на разбитый черепок.
Некоторые исследователи видят в скульптуре портретное изображение супруги императора Александра I Елизаветы Алексеевны и считают, что фонтан является аллегорией её траура по скончавшимся во младенчестве дочерям и умершему незадолго до этого, любовнику.
Статуя действительно напоминала лицом и фигурой Елизавету Алексеевну, однако в правление Александра это не акцентировалось из-за сложных отношений государя с женой, или оставалось незамеченным.
Биограф Бетанкура В. Павлов в подтверждение данной версии даже писал, что в первое время Царскосельская статуя была окружена цепной оградой, «как памятник на условной могиле». Она расположилась очень удачно вблизи гранитной пристани на берегу озера.
Культуролог Н. Анциферов назвал скульптуру «Нимфой, овеянной глубокой печалью...», он писал: «льющаяся из родника вода не замерзает даже зимой — бронзовая статуя покрыта снежной пеленой, а вокруг кувшина повисают сосульки, но вода продолжает журчать...»
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. статуя была зарыта и три года пролежала в земле, поэтому не пострадала. Разбитый сосуд фонтана был утрачен. Система водоснабжения города была уничтожена, а фонтан, лишённый скульптуры, стал единственным источником питьевой воды для жителей Царского Села и окрестностей.
В 1945 году скульптуру вернули на место, в 1947 году был заново создан разбитый кувшин, из которого вновь полилась вода, а в 1951 году фонтан был отреставрирован.
Новая реконструкция фонтана была проведена в 1989 году: заменили прогнившие бревна железобетонными деталями, чугунные трубы, битые камни, в гранитной стенке сделали удобный забор воды для туристов.
Бронзовый оригинал царскосельской «Девушки с кувшином» помещен в фонды музея, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 г. Авторская гипсовая модель статуи в настоящее время хранится в Государственном Русском музее.
Фонтан в Царском Селе вдохновлял на создание литературных и музыкальных произведений. А.С. Пушкин воспел знаменитый фонтан в стихотворении «Царскосельская статуя» в пору Болдинской осени в октябре 1830 года:
Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева над вечной струёй вечно печальна сидит.
В 1900 году российский композитор Цезрь Кюи опубликовал романс «Царскосельская статуя» на стихи А.С. Пушкина. Он входит в цикл «Двадцать пять стихотворений Пушкина», написанный к столетнему юбилею поэта в 1899 году и впервые исполненный в одном из концертов в зале «Славянского базара» в Москве.
***
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины.
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит у дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на её плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюблённой...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.
Анна Ахматова «Царскосельская статуя», октябрь 1916 г.
Так же фонтан упоминается в более поздних стихотворениях В.Рождественского «Тяжёлым куполом покрыт наш душный храм» (1920 г.), Т. Гнедич «Зелёный парк шумит, не увядая» (1958 г. ), А. Шидловской «Царскосельская статуя».
В начале XX века насчитывалось уже шесть музыкальных переложений #стихотворенияПушкина «Царскосельская статуя». В 1937 году советский композитор К. Караев написал фортепианную картину «Царскосельская статуя (по Пушкину)».
«Царскосельская статуя» привлекала внимание не только поэтов, но и российских художников, графиков и иллюстраторов. Литография Андрея Мартынова входит в его серию «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей».
Основатель фотолитографии в России Альберт Мей в 1877 году включил снимок фонтана в альбом «Виды Царского Села».
Авторы комментированного издания сочинений А. С. Пушкина отметили сходство скульптуры в Царском Селе и рисунка поэта к главе III «Евгения Онегина», который изображает пригорюнившуюся Татьяну.
***
Там на портретах строги лица,
И тонок там туман седой,
Великолепье небылицы
Там нежно веет резедой.
Там нимфа с таицкой водой,
Водой, которой не разлиться,
Там стала лебедем Фелица
И бронзой Пушкин молодой.
Там воды зыблются светло
И гордо царствуют березы,
Там были розы, были розы,
Пускай в поток их унесло.
Там всё, что навсегда ушло,
Чтоб навевать сиреням грезы…
Скажите: «Царское Село» —
И улыбнемся мы сквозь слезы.
И.Ф. Анненский «Л. И. Микулич», 1905 г.
Современные поэты в своём творчестве продолжают обращаться к образу «Царскосельской статуи». В 1958 году Татьяна Гнедич сочинила красивое стихотворение:
Зелёный парк шумит, не увядая,
Минувшее не дальше, чем вчера…
Игру теней в раздумье наблюдая,
Сидит на камне вечно молодая
Лицейских муз бессмертная сестра.
Она молчит всё так же в грусти праздной,
Восторженно воспетой искони,
И вечных струй напев однообразный
Звенит, как в незапамятные дни.
И мнится мне – пред ней, пред этой тенью,
Внимая бормотанью ручейка,
Стоит Он сам в раздумье вдохновенья,
И держит боливар времён «Евгенья»
Украшенная перстнями рука.
Если вы еще не бывали в Царском Селе, обязательно спуститесь с Гранитной террасы к неприметному, но очень трогательному фонтану "Девушка с кувшином", посидите рядом на скамейке и послушайте журчание воды...
Спасибо! Всего хорошего!
#царскоесело #екатерининскийпарк #екатерининскийдворец #достопримечательностиспб #санкт-петербург #пушкин #чтопосмотреть