В это почти невозможно поверить, но первая в мире женщина-врач была родом из Катании. О Вирдимуре известно не так много подробностей. Мы знаем, что она была еврейкой, возможно, ее отец также был врачом, и она была замужем за неким Паскуале из Катании. По всей вероятности, происходила из богатой семьи, что дало ей доступ к еврейским и арабским медицинским текстам. Но это не облегчило ее жизнь. Быть женщиной и врачом в середине Средневековья было непросто. Но несмотря на это, она стала первой женщиной в мире, которой официально разрешили заниматься медициной и хирургией.
Вирдимура занималась "физической медициной" и специализировался на лечении внутренних болезней, она обратилась к властям с просьбой заняться медицинской практикой в исключительный период мировой истории покоя между христианской, исламской и еврейской культурами, чтобы помочь неимущим пациентам, которые не могли позволить себе платить за медицинское обслуживание, поскольку помощь и уход христианских врачей стоили очень дорого. В то время поход к врачу был привилегией немногих.
Медицинская подготовка женщин еврейской общины в основном основывалась на практическом освоении искусства заботы о здоровье в семье, если кто-то из членов семьи был врачом. Только в конце Средневековья евреи получили право поступать в университеты. На Сицилии не было соответствующей медицинской школы, поэтому альтернативы для изучения медицины были ограничены. Более обеспеченные могли поехать учиться в другие регионы или, наоборот, пройти обучение в семье, а затем получить сертификат и разрешение на медицинскую практику. Вирдимура не посещала медицинскую школу, но, помогая своему отцу и мужу, научилась врачебному искусству.
Женщина, не вполне удовлетворенная своим положением, хотела, чтобы ее официально признали врачом, поскольку в то время для занятия врачебным искусством требовалась лицензия curare et praticare in scientia et arte medicina et fisice (лечить и заниматься наукой, врачебным искусством и физикой). 7 ноября 1376 года Вирдимура выдержала суровый экзамен перед королевской комиссией, состоящей из врачей королевского двора, созданной Фридрихом II Швабским в 1212 году, и была официально признана врачом и могла практиковать на территории всей Сицилии. Она также потребовала, чтобы в лицензии на квалификацию к профессии ей была предоставлена, прежде всего, возможность лечить бедных.
С этим последним сертификатом Вирдимура получила титул "Magistra", который не соответствовал настоящей докторской степени, поскольку не позволял ей преподавать в государственных учреждениях, но давал право заниматься медицинской практикой во всех городах и землях Сицилии. Настоящая докторская степень была "dignitas", которая присуждалась только христианским врачам.
Она была революционеркой с благородным сердцем: она в основном заботилась о женщинах, инвалидах и представителях низших классов. Поскольку в то время женщины боялись обследоваться у мужчин, такие практики, как аборт, женская контрацепция, восстановление девственной плевы - с помощью пластической хирургии, чтобы избежать семейного позора и стыда - и все типичные женские болезни, конечно, не могли лечиться мужчинами.
Со второй половины XIV века Сицилия принимала иммигрантов, в основном евреев, часто врачей, из северной и центральной Италии, что в некоторой степени помогло восполнить сильную нехватку специалистов на острове. Эпидемия чумы 1347 года еще больше усилила нехватку. Несмотря на этот дефицит, законы препятствовали поступлению евреев на медицинский факультет.
Евреи, которых общество считало отличными от других и неполноценными, подчинялись определенным ограничительным законам: они должны были платить личный налог, который в то время назывался gizia, и носить отличительные знаки. У них были свои больницы, скотобойни и кладбища, обычно расположенные за пределами городских стен, как бы подчеркивая тот факт, что смешения с христианским населением быть не могло, хотя в некоторых кварталах евреи и христиане преспокойно сосуществовали.
В Средние века звание врача включало в себя Facultas legendi, то есть право преподавания; однако евреям в этом праве было отказано. В 1446 году Бениамино Романо из Сиракуз договорился с государем Иоанном Арагонским о предоставлении Studium generale, по которому евреи получали ученые степени в области медицины и права. Таким образом, эта степень была признана и за евреями. Несмотря на это, все еще существовали различия в обращении между христианской и еврейской общинами: евреи должны были платить за обучение больше, чем христиане; христианские врачи носили золотой значок, который евреям носить не разрешалось.
Евреям также было запрещено обращаться с христианами, как это предусмотрено сицилийской конституцией 1310 года. В случае неповиновения наказание было разным для евреев и христиан: первые принуждались к годичному заключению и могли есть только хлеб и воду, а для вторых наказание сокращалось до трех месяцев. В 1450 году, после уплаты огромной суммы денег (10 000 флоринов или 5 000 скуди) королю Альфонсо, евреи были помилованы, несмотря на то, что они были нарушителями закона, и, помимо прочего, им было разрешено лечить как иудеев, так и христиан.
Доктор Вирдимура жила в период, когда утвердиться в качестве врача было совсем не просто, особенно женщинам. Этот период характеризовался растущей медикализацией общества и определенным интересом к научной медицине. Еврейские врачи стали приобретать все большее значение.
Случай Вирдимуры был ярким примером создания семейных династий врачей, где присутствие женщин стало почти естественным фактом, возможно, представляя собой проблеск света, важный, но, к сожалению, единичный пример, который, преодолевая религиозные предрассудки и различия по признаку пола, признал роль женщин в обществе и, в частности, еврейского народа в многоэтническом социальном контексте Сицилии.