Найти тему
История войн и оружия

Первая модификация Т-72 - Т-72А

Т-72А
Т-72А

В декабре 1976 г. вышестоящее руководство поручило Уральскому КБ транспортного машиностроения возглавляемому В. Венедиктову произвести модернизацию Т-72 с целью повышения его боевых и эксплуатационных характеристик.

Огневую мощь повысили за счет новой 125-мм пушки 2А46, которая отличалась от Д-81 (2А26) лучшей точностью стрельбы и большой живучестью ствола. За счет введения в тормоз отката компенсатора количества жидкости повысилась равномерность отката и уменьшилось сопротивление откату до вылета снаряда из канала ствола.

Боекомплект орудия вырос до 44 выстрелов, емкость автомата заряжания увеличена не была.

Т-72А получил лазерный или квантовый в терминологии того времени прицел-дальномер ТПД-К1. Наводчик измерял дальность за доли секунды, ошибка составляла ±10 м независимо от расстояния до цели. Первые серийные Т-72А получили башни от Т-72. На них были защитные головки базовой трубы крышки оптического прицела-дальномера, лазерный дальномер ставили слева, а правую закрыли бронекрышкой.

Ночной активный прицел заменили на активно-пассивный ТПН-3-49. С помощью ИК-осветителя Л-4 "Луна" дальность стрельбы возросла до 1 300 м. В пассивном режиме она составляла всего 500 м.

Для увеличения защищенности увеличили толщину броневых деталей, особенно в лобовой части, применили комбинированную броню с наполнителями из новых неметаллических материалов. Лобовые скулы башни заметно увеличились.

Борта получили сплошные резинотканевые экраны вместо откидных противокумулятивных щитков.

В передней части башни установили 12 пусковых установок системы запуска дымовых гранат 902А "Туча", ввели систему защиты от напалма "Сода".

Т-72А получил усовершенствованный двигатель В-46-6 и ввели некоторые изменения в ходовую часть. Число траков в гусенице увеличили до 97, цельнолитые направляющие колеса заменили сварными, уменьшили массу и увеличили до 285 мм динамический ход опорных катков, ввели систему дорожной сигнализации.

Механик-водитель получил ночной активно-пассивный прибор ТВНЕ-4Б.

Т-72А был принят на вооружение приказом министра обороны от 22 июня 1979 г., в том же году начался его серийный выпуск, который завершился в 1985 г.

Т-72А
Т-72А

Модификация Т-72А поставляемая за рубеж получила наименование Т-72М1.

Т-72М1
Т-72М1

Совершенствование Т-72А не закончилось, в 1980 г. верхняя лобовая деталь корпуса получила 30-мм бронелист, а комбинированная броня была перераспределена. Вместо слоев 80 мм броня+105 стеклотекстолит+20 мм поставили 60 мм +100 мм +50 мм.

В том же году внедрили торсионные валы с повышенным уровнем рабочих напряжений.

В 1981 г. танк получил 125-мм пушку 2А46М с возможностью замены ствола в полевых условиях без демонтажа пушки из башни. На всю процедуру уходило 2 часа. Усилие открывания затвора было уменьшено до 25 кг вместо 75 кг.

С 1982 г. Т-72А получил прицельный комплекс 1А40 с лазерным прицелом-дальномером ТПД-К1, устройство выработки боковых упреждений с блоком индикации и баллистический поправочник.

В 1984 г. поставили стабилизатор вооружения 2Э42-2 с электромеханическим приводом в горизонтальной плоскости и электрогидравлическим - вертикальной. В том же году установили двигатель В-84 мощностью 840 л. с.

В 1985 г. танк получил более эффективные воздухоочистители и систему подогрева впускаемого воздуха. После регламентных работ и капитального ремонта в том же году Т-72А получили навесную динамическую защиту из 227 элементов (61 - на корпусе, 70 - на башне, 96 - на бортовых экранах). Такие танки получили наименование Т-72АВ.

Т-72АВ
Т-72АВ

Командирской версией танка был Т-72АК, у него были дополнительные средства связи, танковая навигационная аппаратура, устройства, обеспечивающие их работу и боекомплект только на 36 выстрелов.

Работы по модернизации продолжалась, настало время новой модификации Т-72Б.

Спасибо за прочтение.