Ленин в самом конце 1917г написал «Проект декрета о потребительских коммунах». Проект предусматривал принудительное объединение всего населения страны в потребительско-производственные коммуны, создаваемые на основе национализации существующих потребительских обществ. Кроме распределения предметов потребления, на коммуны предполагалось возложить функции по обслуживанию производства, контроля над участием населения в труде и т.д.
Ленинский проект был детализирован Наркомпродом, опубликован в печати и вызвал бурную компанию протеста прежде всего «старых» кооператоров, т.е. тех, кто независимость и самобытность кооперации. Идеологи и практические работники общегражданской потребительской кооперации упорно выступали за незыблемость кооперативных принципов: независимость кооперации, добровольность членства, обслуживание прежде всего пайщиков и т.д.
С весны 1918г. Лениным вынашивалась концепция «единого кооператива», заимствованная у германского и австрийского социал-демократа Карла Каутскаго (1854-1938). Будущее новое общество виделось им обоим как один большой кооператив. Однако в такой модели государственного «кооператива» было мало подлинно кооперативного.
10 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил декрет «О потребительских кооперативных организациях»
В соответствии с декретом кооперативные общества должны были обслуживать и пайщиков, и не пайщиков - все население района своей деятельности; на кооперацию возлагалось обязанность быстрейшего кооперирования всех трудящихся, причём для беднейших слоев городского и сельского населения устанавливались меры материального облегчения вступления в кооперативы; на каждом территориальном участке впредь разрешалось иметь не более двух кооперативов (один — для обслуживания рабочих и членов их семей и один — для обслуживания остальных граждан); кооперация должна была заниматься распределением продуктов по указаниям советских органов...
Для надзора над деятельностью потребительской кооперации были созданы кооперативные отдел в Наркомпроде и такой же отдел в Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ). Стало практиковаться проведение ревизий потребительских обществ государственными органами.
… Устанавливался правительственный контроль над потребительской кооперацией, навязывался чисто административный метод укрепления кооперативных обществ, вместо интересов пайщиков на первый план были выдвинуты государственные задачи.
Поэтому некоторая кооперативных деятелей справедливо восприняла декрет как начало разрушения сложившейся потребительской кооперации, отход от ее известных основополагающих принципов.
Село кормит город
…В новейших исследованиях на основе анализа совокупности исторических фактов обосновывается вывод, что организационный разгром кооперативной системы завершился в 1931 г. Система потребительской кооперации, пишет Леонид Файн, которая охватывала и сельское, и городское население, не была полностью упразднена, как это случилось с сельскохозяйственной, тем не менее она подверглась коренной ломке, в итоге которой перестала быть кооперативной.
Функционировать же потребительской кооперации в городах оставалось недолго. Советское правительство и ЦК партии приняли 4 декабря 1932 г. постановление «О расширении прав заводоуправлений в деле снабжения рабочих и улучшении карточной системы». Эта инициатива положила начало административному вытеснению потребительской кооперации из городов и промышленных центров, национализации значительной части ее имущества и созданию на базе отобранного имущества отделов рабочего снабжения (орс), являющихся государственными организациями.
В соответствии с указанным постановлением были отторгнуты от потребительской кооперации и переданы в безвозмездно орсам заводоуправления 31 782 розничных торговых предприятия с запасами товаров, 9657 предприятий общественного питания, 1753 пригородных хозяйства с более чем 100-тысячным поголовьем скота и много другого имущества общей стоимостью 2119 млн руб.
И наконец!
Наконец, административно-командная система нанесла потребительской кооперации ещё один удар. Советсткое правительство и ЦК партии приняли 29 сентября 1935 г. постановление «О работе потребительской кооперации в деревне» . Оно предусматривало, во первых, сосредоточить деятельность потребительской кооперации исключительно на организации сельской торговле и заготовок, а во вторых, ликвидировать потребительские кооперативные организации в городах, передав их имущество с активом и пассивом в системы народных комиссариатов, т.е. самому государству.
Согласно этому постановлению, дополненному в тот же день правительственным постановлением «О реорганизации Центросоюза», потребительская кооперация передала в 651 городе Народному комиссариату внутренней торговли 26 138 розничных торговых предприятий и 7096 предприятий общественного питания; Народному комиссариату пищевой промышленности — 255 хлебозаводов, 1139 хлебопекарен, 6 чаеразвесочных фабрик, 43 молочных завода, Московский и Ленинградский пивоваренные заводы, 17 холодильников общего пользования; государственной рыбной промышленности — рыбные хозяйства и рыболовецкий флот. Потребительская кооперация также многих оптовых торговых баз, складов, административных зданий.
Кроме того, потребительская кооперация вынуждена была передать различным наркоматам 6 своих высших заведений, 43 техникума, 48 школ торгового ученичества и все курсовые комбинаты, занимавшиеся до этого времени подготовкой кадров для городской ветви потребительских обществ.
После такой масштабной конфискации имущества городская потребительская кооперация перестала существовать и не может возродиться до сих пор; а ведь эта кооперация в нашей стране зародилась в XIX веке именно в рабочих посёлках и городах. К людям туда она пришла, «прорываясь из царских оков», а «своя советская власть» похоронила ее, поставив точку, похожую на дырку от пули.
источник К. И. Вахитов
«История Потребительской Кооперации России» учебник .,-М 2020