Профессиональная деятельность врачей регулировалась законом. За каждый вид медицинских услуг взималась плата. За посещение за пределами города взималась дополнительная плата. Врач должен был давать больному две консультации днём и одну, по требованию, ночью. Для малоимущих - бесплатная консультация.
Август 1231 года, Мельфийские Конституции. Фридрих II Швабский издал свои "Конституции" - сложный и подробный свод законов и правил, символ юридической мудрости того времени. Регулировавшие отношения между гражданами и государством. В "Liber Augustalis", как сразу же были названы Конституции, мы имеем первый сборник законов, касающихся здоровья населения в западном мире.
Одиннадцать глав третьей книги отведены для дисциплины здоровья в Королевстве Фридриха. Сегодня мы можем разделить их на две основные темы: правила профессиональной этики и правила санитарного контроля. Здесь также были прописаны правила проф подготовки врачей. Три года логики и пять лет специализации, которая должна быть проведена в Университете Салерно, единственном во всем Королевстве, где преподавали медицину.
Теоретическая часть подготовки включала тщательное изучение аутентичных текстов Гиппократа и Галена; практическая часть касалась хирургии. По окончании курса, который был очень трудным, студента экзаменовала комиссия, состоящая из профессоров университета.
Степень присваивали в форме рекомендательных писем. После окончания учебы следовала годичная стажировка у опытного врача. Затем следовал еще один экзамен перед представителями королевской курии и провинциальной курии. Наконец, выдержав испытание, студенты получали "Licentia Medendi" или "Praticandi".
Врачом мог стать каждый: даже те, кто приехал из школ других стран; к профессии допускались даже женщины; даже евреи, с некоторыми ограничениями, что было абсолютно неслыханно для культуры того времени.
Хирурги были обязаны изучать анатомию человека в мельчайших подробностях - прямо на трупах. Однако неясно, можно ли было проводить вскрытие. Среди многочисленных слухов, которые ходили и продолжают ходить о фигуре Фридриха, есть и тот, что император проводил вивисекцию некоторых осужденных, чтобы наблюдать за химическими процессами в желудке во время пищеварения.
Таким образом, после эдиктов Мельфи медицина могла преподаваться только в университете Салерно. Полвека спустя эта прерогатива была распространена Карлом I Анжуйским на Неаполь, в рамках общего исследования, которое Гогенштауфены хотели провести для того, чтобы создать в Южной Италии центр культуры и преподавания наравне с самыми известными европейскими университетами, которые в то время располагались в Париже и Оксфорде, Болонье и Падуе.
После издания Liber Augustalis аптеки строго контролировались королевскими суперинтендантами. Фармацевты несли ответственность за каждое приготовленное лекарство и давали клятву перед теми же чиновниками. Суперинтенданты следили за тем, чтобы в магазинах не было ядов и препаратов, вредных для здоровья. Они контролировали упаковку, срок годности и цены на лекарства.
На преподавателей университетов также были наложены обязательства и контроль, которых не было в других европейских странах. Профессорам не разрешалось посвящать себя какой-либо другой деятельности во время подготовки студентов, даже медицине. Для того чтобы получить право читать лекции, они должны были пройти тест на пригодность. Преподаватели давали клятву верности государю и должны были строго придерживаться установленных программ, которые требовали чтения и комментирования подлинных текстов древних авторов.
Фридрих II регулировал продажу мяса и рыбы, подачу вина в погребах, изготовление сальных свечей из соображений гигиены и предотвращения эпидемий. Он запретил хоронить умерших в пределах городских стен и приказал выбрасывать туши животных и все остальное, что может загрязнять воздух города, в воды рек, расположенных на расстоянии не менее четырехсот метров от городской черты. Любое правонарушение наказывалось: от штрафа до тюремного заключения; от конфискации имущества до отрубания рук, вплоть до смертной казни.
Сам император обладал обширными знаниями в области медицины и анатомии и был знаком с трудами Гиппократа. В свои многочисленные путешествия он брал с собой вереницу мулов с ящиками, полными книг. Он ревностно охранял некоторые из них. Рядом с его подушкой обычно лежала небольшая книга: "Secretum Secretorum" (Тайная тайных) псевдо-Аристотеля. В ней описывались диеты, которым следовал император, что полезно есть, а от чего следует отказаться человеку, желающему сохранить наилучшую форму тела.
Другая маленькая книга, "De regimine iter agentium vel peregrinantium", была неотъемлемой частью библиотеки императора. В ней содержались бесценные советы по купанию и очищению, наставления по личной гигиене, гимнастические упражнения для борьбы с усталостью, естественные системы защиты от паразитов.