"Сталкер"-флешмоб или правда лжи.
Всем привет! Два месяца никому не навязывал своего сомнительного мнения по поводу кинопремьер, на то были причины, которые надеюсь всем понятны. Когда стреляют пушки, музы наверное должны молчать. Когда гибнут люди, точно уж не совсем нравственно заумно рассуждать об изысках операторской работы или просчетах сценаристов, ведь и "в рассуждениях таких любой критик в первую очередь любуется собой"..
Но жизнь не стоит на месте, и бывают фильмы-открытия, о которых не возможно молчать, а хочется поделиться с другими радостью открытия, тем более такие открытия снйчас на вес золота...
Но обо всем по порядку...У нас в Красноярске ежегодно с 2013-го года проводится в апреле кинофестиваль "Сталкер", посвященный правам человека. Он состоит из двух частей-документального кино, где показываются эти самые права и соответственно борьба за них, и игрового, как правило "вольного стиля", состоящая из российских новинок, без особых таких прав...среди которых каждый год бывают фильмы открытия, как к примеру лет пять назад показали удивительно прекрасный фильм Анны Матисон "После тебя...", лучшая роль Безрукова, только вот смазанный конец...когда действие достигает высот и мощи древнегреческой трагедии, тут вот как казус смерть героя в прямом эфире на банальном ток-шоу у Андрея Малахова. Да ладно, что прошло, то прошло, я о том, что ждешь шедевра каждый год...организаторы (фонд Прохорова) нас к этому приучили...Документалку в этот раз не смотрел, и так ее хватает с наших телеэкранов, но к игровому отнесся со вниманием. Открылся фестиваль в понедельник фильмом Веры Сторожевой "Мария. Спасти Москву"-кинолегендой о поисках Тихвинской иконы, впоследствии самолетный пролет с которой над линией фронта остановил наступление немцев...Главная героиня Мария (Мария Луговая) весь фильм фанатичная атеистка, которая в конце неожиданно для себя нет, не приходит, но парадоксально приближается к вере, вполне возможно лишь на мгновение...Фильм качественный, снят великолепно, держит в напряжении все время, проработан сценарно, где любая мелочь цепляет за собой другую, благодаря которому и движется сюжет, за этот фильм создателям не стыдно, ну а зрители отдыхают. Единственный минус не совсем убедительный Артур Смольянинов в роли батюшки-советского агента, который зачастую просто не знает, что делать ему в кадре, поэтому все говорит деревянным речетативом, поэтому смерть его на экране воспринимается чуть ли ни с облегчением, мол, наконец-то бедолага отмучился, как ни кощунственно это звучит, а в остальном все просто здорово...
Воодушевленный дебютом я рванул на следующий день на премьеру "Флешмоб", перед началом очень милая девушка режиссер Алена Рубинштейн говорила про то, что это ее первая комедия, что это эксперимент, не судите строго, насладитесь хотя бы музыкой...Не насладился. И музыка никакая. И фильм такой же. Почему идиотизм происходящего на экране должен трактоваться как непосредственность и водевильность? Сценария как такового нет, есть набор бессвязных сцен с фальшивыми диалогами, актеры не знают как им играть, какой-то самодеятельный капустник в провинциальном доме культуры...смог выдержать лишь минут 20, а потом с группой зрителей потянулся к выходу(хорошо еще, что билеты на все сеансы бесплатные!), конечно не хочется ставить банальную оценку, дескать снять такое-преступление, а смотреть-наказание, но явно для Алены снимать комедию-это не ее, предыдущий ее фильм "Это не навсегда" был гораздо искреннее, тоньше и душевнее...
В среду была встреча с режиссером Владимиром Коттом и его "Концом фильма". Наверное, лучше было бы его назвать просто "Концом" при всей двусмысленности такого или "Пипец подкрался не заметно"...Понятно, что лавры Феллини кое -кому до сих пор не дают покоя, а именно его фильма "8 1/2" о муках творчества художника. Фильм мучительный, эклектичный, бессвязный, главный герой-режиссер, который снимает по его же словам "одно только говно", сбегает со с'емочной площадки, разговаривает не то с бесом, не то со "здравым смыслом", постоянно выкрикивает грозным голосом немотивированные слоганы-банальщину, размахивает "световым лучом" из "Звездных войн", мается между женой, любовницей и просто дурашкой поклонницей...одним словом шизофрения в действии...причем достаточно самокритичная- в последних кадрах режиссер намекает на то, что и это все и то, что снял режиссер на экране и то, что о нем, тоже "говно"...Говняный круг замкнулся...
К слову сказать, я и сам не в восторге от феллиниевского оригинала. Сам Феллини на мой извращенный взгляд самый переоцененный режиссер кино...Да, парень имел свой взгляд...да, занимался экспериментами, провоцировал нас то неореализмом, то гипертрофированной образностью...да, создатель шедевров "Амаркорда" и "Тобби Даммита", и очень хороших "Интервью" и "Репетиции оркестра". Вот, пожалуй и все. Но чтобы гений на все времена...Нет уж...И Антониони, и Бертоллуччи, и Бергман, и Бунюэль гораздо выше, даже при всей неровности двух последних, не говоря уж о явно недооцененных Жака Деми и Фрица Ланга...
В четверг показывали "Быть Виктором Пелевиным"-добротная артхаусная короткометражка, которую я видел раньше(хотя в программках было написано "премьера), потому не пошел, а пришел сразу к началу второго фильма "Двое" Тимофея Жалнина. Фильм снимался на просторах сибирской тайги с потрясной природой и впечатляющей горной грядой. Не без недостатков, не без косяков (герой Антона Момота сначала попадает в капкан и ломает кость, потом стреляется себе в подбородок, но чудесным образом пуля проходит по касательной в районе виска, и через некоторое время уже здоров как бык). Куча нестыковок и немотивированных сюжетных ходов, однако...Это тот редкий случай, когда достоинства перевешивают все недостатки. Фильм драйвовый, искренний, с бешеной энергетикой, с интересным развитием сюжета, с постоянными "флешбэками", когда до тебя постепенно доходит смысл происходящего, с выпуклыми и яркими характерами, наконец, он очень русский, наверное, единственный из всех заявленных, остальные либо никакие, либо с голливудским налетом ("Мария", "Соври мне правду"). Браво, Тимофей!
Наконец, сегодня на закрытии показывали "Соври мне правду" Ольги Акатьевой, сама она не смогла приехать, нам об'яснили, что у нее заболел ребенок. Что сказать...Просто блестяще! С самых первых кадров завораживает культура подачи, особый изыск ракурсов, естество диалогов, продуманность и проработка сценария, внимание к мелочам, безумное попадание в десятку с актерами, их естественность в игре, ритмика(ни одного лишнего кадра!), психологизм, неожиданность развязки...Что не взять- режиссура, операторское сопровождение, художественное воплощение, диалоги, монтаж, музыка-все на пять с плюсом. Вот что значит качественное кино! Ведь сможем, когда захотим...Вот только сюжет, коллизии и драматургия не нова, вспоминаешь голливудские "Дикость" Джона Макнотона, "Порочные игры" Пак Чхан Ука (все-таки его "Олдбой" лучше всех, быть может даже выше всего Тарантино) и др. Но разве это так важно. Важно, что наряду с "якутским прорывом", "Текстом" Шипенко, "Керосином" Разыкова, фильмами Меликян появилась новая звезда Ольга Акатьева. И уже за это стоит устраивать в наше непростое время такие фестивали и откликаться на них...И может быть этот " Сталкер" не последний, очень хочется на это надеяться. И всем причастным к этому спасибо. И к тем, кто по моему мнению гении, и к тем, кто на мой взгляд "пожиже". Ведь это всего лишь мой взгляд. На то оно искусство, чтобы нравиться не всем...Да и кто я такой, чтобы кого-то судить...