Друзья, я уже давно на этом канале не главный эксперт. Много раз убеждалась, что по бОльшей части мои статьи читают думающие люди. И вы уже неоднократно давали ценные рекомендации. Сегодня я к вам за очередным советом. Есть у меня одна идея, по которой меня терзают сомнения.
Вы уже знаете, что я вовлеклась в законотворческую деятельность. Встретила депутата в новом созыве Государственной думы, Яну Лантратову, которая готова продвинуть антибуллинговую законодательную инициативу. Вместе с «Травли. Нет» мы собрали классную рабочую группу и уже вовсю работаем. На удивление среди чиновников есть люди, которые про дело. Их мало, но есть. Яна мне представляется именно таким чиновником. Мне кажется, мы с ней мыслим в одном ключе по вопросам травли и во многом по вопросам школы. Кроме правок в законодательстве, мы с ней думаем о федеральной антибуллинговой программе, которую хотим предложить Министерству просвещения.
Так вот у меня родилась идея, которую я пару дней назад озвучила Яне, и которую она поддержала. Идея такая.
Я знаю, что ничто не работает так эффективно на формирование и изменение установок, как сторителлинг. Сейчас любое заимствование, даже если это давно существующий в России термин, воспринимается остро. Поэтому поясню, сторителлинг — это методика, которая предполагает использование историй для достижения образовательных целей и результатов. Можно изощриться и говорить «рассказывание историй», однако такого термина в педагогике пока нет, а «сторителлинг» уже много лет есть.
Так вот «рассказывание историй». Я же неспроста веду свой канал здесь именно так, через истории. Не потому, что мне так нравится быть летописцем. Мне как раз сподручнее писать аналитические статьи и до 2021 года я писала только их. Когда вышла моя книга «Травля: со взрослыми согласовано», стали приходить многочисленные отзывы от учителей, от школьных психологов, от родителей, от жертв травли, в них часто звучало примерно такое: «Сколько я про это читала, статистики изучала, а вот после вашей книги поняла». Мне стал на практике очевиден эффект сторителлинга. Теперь на этом канале я делаю так: пишу одну статью в формате статьи, потом штук пять реальных историй. И если статьи читает обычно пара сотен человек, и после них приходят комментарии в стиле «Одна вода, а что конкретно делать?», то истории читает порой несколько десятков тысяч, и отклик всегда очень живой из серии: «Спасибо, взяла это на заметку».
Вы уже знаете, я писала об этом, отрицательных историй сыпется на меня как из рога изобилия, а положительные я собираю специально, с лупой. И я уверена, что они очень нужны. Я вижу это по огромному количеству личных сообщений, которые получаю. Благодарят педагоги. Часто пишут: «Я тоже так делаю, но я думала, что я „заоблак“, вымерший динозавр, так важно знать, что такие, как я ещё где-то есть». Пишут родители: «Нам не повезло со школой, я думала везде так, оказывается, есть учителя из Красной книги, дайте контакт вот той учительницы из Ульяновска».
Но сколько людей читает меня или слушает мои выступления? Несколько тысяч. В масштабах страны это мизер. Я подумала, а что, если снять госзаказный фильм с позитивным примером учителя или директора школы? И чтобы действие обязательно происходило в обычной государственной школе, как в историях на моём канале. Ведь таких историй в кино давно нет. Все последние громкие фильмы про школу — «Школа» Гай Германики, про Катю и Васю, которые идут в школу, «Ученик» Серебренникова и подобные, они всё про нашу массовую реальность, про бездушную школу, которая к ребёнку совсем не лицом. Я не против показа реальности, но ведь она не только такая. Есть и другая. Мне же удаётся её отыскать для своего канала. Я готова консультировать сценариста, потому что тут важно очень тонко понимать, какие именно истории про школу трогают людей.
Поделюсь мыслями и сомнениями, которые крутятся в моей голове, хотя я сама же и автор этой идеи и по-хорошему должна в неё всецело верить:
1. Госзаказные фильмы последних лет на определённые темы были не особо удачными. Про космос, про футбол, про фигурное катание. Массовому зрителю зашло. Но кинокритики (не проплаченные) и искушённые зрители отнеслись очень прохладно. Хочется, чтобы это было что-то похожее на «Уроки французского» или «Доживём до понедельника». Умеют ли сейчас так снимать? Честно, не знаю.
2. Отдаю себе отчёт в том, что на такой госзаказный фильм наймут не самую лучшую команду. Очевидно, что это будет команда, одобренная Министерством культуры. А там профессионализм сомнителен. Все хорошие режиссёры уехали. Те режиссёры, которые интересны лично мне, а это в основном авторы фестивального кино, они и до потока эмиграции на эту работу не подошли бы. Они как раз скорее снимут «Левиафан» про правду жизни. Мне-зрителю это интересно. А вот мне-автору идеи про вдохновляющее кино о школе нужно другое, мне нужна позитивная история.
3. Когда я озвучила идею Яне, и она тут же начала ее обдумывать, сразу прозвучал, само собой, Михалков. Сам он, конечно, не возьмется, не его уровень пафоса, скорее, «Тритэ». И тут дело даже не в непрофессионализме, надо признать, Никита Сергеевич снимать умеет. Тут вопрос в другом, в его имидже. Как-то так совпадает, что все те педагоги, которых мне бы хотелось взять в истории в пример, их воротит от «Бесогона». Как и меня. Странное совпадение (троллю я своего читателя), но это так. Не отвернёт ли Михалков зрителя?
4. С другой стороны, внутренний голос в моей голове парирует моим же предыдущим пассажам под номерами 3 и 4. Он говорит: «Но ведь тебе и не нужно интеллектуальное кино? Ты же хочешь, чтобы история тронула массы? Те 10 процентов учителей, у которых уже итак сформированы нужные установки, и которые противоречиво относятся к Михалкову, они же и не целевая аудитория. Тебе нужны все остальные. Поэтому «Тритэ» — норм. Команда, одобренная Министерством культуры — тоже норм. Наверное...
5. Ещё меня смущает, конечно же, что для изменения установок учителей фильма недостаточно. И канала моего недостаточно. Это огромная комплексная работа. Условия труда педагогов менять нужно. Их статус менять нужно. Приориеты школы сдвигать с ЕГЭ нужно. Институты развития педагогов улучшать нужно. Много чего нужно, это огромный слон, которого не съесть за раз. Никакой фильм не убедит учителя вдруг стать неравнодушным, если он 20 лет таким не был, и если его основной ответ на всё: «Что ещё я должен делать за 20 тысяч?» К слову, с чиновниками в кулуарах поговорила. Никаких нет надежд из-за случившегося 24 февраля, что доходы учителей в ближайшее время будут повышать. Вдруг такой фильм станет только раздражать в отрыве от остальных мер?
6. Тут опять вступает внутренний голос, который, как вы уже поняли, любит парировать моим же мыслям. Он говорит: "Но ведь именно поэтому ты и занялась сторителлингом. В ситуации, когда системно менять никто ничего не собирается и надежд на это нет, ты пытаешься хотя бы положительным примером показать, что в любых ситуациях и условиях можно оставаться человеком. Такие педагоги есть. Не пройти мимо плачущего ребёнка, не отвернуться, когда пятеро зажали в углу одного, разве для этого надо просто начать платить 100 тысяч рублей? Того, кто бездушен, не изменить ни зарплатой, ни историей. Истории работают на две категории людей, как я вижу из обращений моих читателей. Во-первых, сомневающиеся, те, кто думают, что они такие одни, а все вокруг давно очерствели. И тут они видят, что они такие не одни, это их воодушевляет. Во-вторых, мне очень много пишут молодые педагоги, те, кто ещё не огрубели, а хорошего примера рядом нет, и они хотя бы у меня на канале узнают, как можно иначе. Вот этим двум категориям такой фильм, может быть, будет полезен?
Свои размышления и опасения я высказала. Очень хочется услышать, что думаете все вы. Обещаю, в этот раз даже не буду ничего доказывать и спорить, потому что и сама не знаю, хорошая ли это идея. Интересно узнать, что думают другие.
PS Уже по первым комментариям поняла, что надо внести ясность. Я к сфере кино не имею никакого отношения. Если такой проект и будет, его буду делать не я, зарабатывать буду тоже не я, тем более, если это будет госзаказ, кто ж к подпустит к бюджету? Максимум, что я могла бы сделать, это консультировать команду при написании сценария, потому что я точно знаю, какие истории зайдут и какие именно нужны для тех задач этого в образовании, которые я вижу. Но! Сейчас у меня есть возможность продвинуть идею на гос. уровне, вложить, так сказать, в умы принимающих решение. Уже даже удалось на начальном этапе это сделать. Я могу дальше за эту идею держаться и добиваться того, чтобы она в этих самых умах не погасла, или могу отпустить. Вот чисто из-за этой дилеммы мне хочется с разных сторон на эту идею посмотреть. Что в ней хорошо, что плохо, какие есть риски.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, об образовании в целом, о людях, делюсь реальными историями.
Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.