Уже на двух каналах я читаю подробности о том, как ребенок не ходит в обычную школу.
В одном случае девочка спортсменка на семейном обучении (канал “Мама в спорте”, там много постов про СО), во втором мальчик учится в онлайн-школе.
Сравниваю со своими школьными годами. Я ненавидела школу (хотя ужасов у меня там не было, кроме физкультуры), но варианта не ходить тогда не было. Он тогда был только у очень тяжело больных детей. (Хотя, может, по закону был и у всех? Но кто из родителей тогда интересовался такими законами?).
У Марининой есть книга “Незапертая дверь”. Там есть такой момент. Если тебе есть куда уйти, ты можешь остаться только на хороших, выгодных тебе условиях. А если условия не очень, ты уйдешь. А если уйти ты не можешь, условная дверь заперта, то тебе придется жить как есть, приспосабливаться. Главное, понять, заперта ли дверь. В этой книге Каменская хочет уволиться, теоретически она может это сделать, но она не понимает, готова ли морально к этому.
У меня не было возможности не ходить в школу. Поэтому я вынуждена была приспосабливаться. Этот опыт не считаю лишним. У меня и после школы были трудности в адаптации в коллективах, и если бы не школьный опыт, я бы все шишки набила уже на работе. Лучше уж это в детстве пройти, как детские болезни.
Сейчас, если ребенок не хочет ходить в школу, потому что у него трудности в адаптации (такие причины, как спорт или здоровье, я не беру), он может перестать туда ходить. Онлайн-школы есть и они доступны. Да и против семейного образования уже школы не будут возражать, все родители знают права детей. Хорошо ли это?
С одной стороны да. Своего ребенка жалко. Лучше пусть ему будет комфортно, чем вынудить его проходить “школу жизни”. А вдруг не пройдет?
Одни люди от давления становятся тверже, другие ломаются. Но что, если твой ребенок – из вторых? Жалко, конечно. Когда-то я считала семейное обучение чем-то максимально странным и далеким от нас. Сейчас задумалась: если бы у моей дочери были веские причины не хотеть в школу, я бы пошла навстречу. Как не пойти? Запасных нет.
С другой стороны, возможно, эта легкая доступность семейного обучения расслабит даже тех, кто мог бы себя пересилить и адаптироваться. Вот как заранее понять, твой – он какой? Очень слабенький и его надо беречь, или у него достаточно способностей для адаптации и пусть он еще поборется?
Я сейчас не про общение со сверстниками, именно про адаптацию. Общаемся мы только с приятными нам людьми, а в жизни встречаются всякие. Как тело надо укреплять физкультурой (тоже не всегда приятно, часто лень), так и личность надо укреплять, сотрудничая с разными, и неприятными тоже.
Идеального мира, где все светлые и экологичные, пока не ожидается. А жить надо. Хрупкие, несовместимые с этим жестоким миром люди у меня не вызывают симпатии, мне их жаль, примерно как людей, у которых биполярка (неважно, настоящая или вымышленная).
Поэтому, в том числе, я не за сады Монтессори, Вальдорф... Я не хочу ребенку изнеженную атмосферу. Но у меня, конкретно, не нежный ребенок. Не девочка-ромашка, а бандит. Да еще и нормотипичный (сейчас это практически оскорбление). Нам обычный сад зашел на 5 с плюсом. В другой ситуации наверное я бы по-другому считала.
Почитать еще: